«Народный адвокат» отвечает

Напомню, каждый четверг с 13:00 до 14:00 на волне 94.8 ФМ радиостанции «Говорит Москва» мы с Максом Челноковым беседуем с вами в прямом эфире программы «Народный адвокат». Спасибо за ваши вопросы по теме «Дела семейные», которые мы по-прежнему ждем удобным для вас способом в день и час выхода программы: СМС: +7 (925) 88-88-948, Звонок: +7 (495) 73-73-948, telegram — @govoritmskbot

Сегодня хотел бы остановиться на двух темах, прозвучавших в эфире.

«У нас опека работает очень своеобразно: может годами не замечать плохие условия в семье пьяниц и резко активизируется на анонимку на благополучную семью с достатком выше среднего», — просит прокомментировать ситуацию слушательница.

Отвечаю.

Допустим, у меня перед домом есть пешеходный переход, но, поскольку до него идти далеко, я буду переходить дорогу в неположенном месте. Буду делать так дней десять, а на одиннадцатый придет полицейский и выпишет штраф. То же самое с опекой. Она же не может информацию о всех семьях повесить себе на стеночку и ставить галочки: в какой хорошо, в какой – плохо. Этот орган власти работает только по сигналу. Почему вы не сообщаете о проблемах в семье алкоголиков? Думаете, органы опеки сами всё заметят? Так они не ходят к алкоголикам. Им же из своего теремка не видно, как семья живет. Идут только после поступления информации.

И мой должок.

Слушательница из Амурской области задала во время предыдущего эфира вопрос о малоимущих семьях. Я взял время найти достоверную информацию со всеми ссылками. Думал, приду домой, быстро всё уточню и отвечу. Однако, тут такой объем работы открылся!

Действительно, во многих случаях для разных льгот у нас ребенка, который находится под опекой, вообще не включают в состав членов семьи. В частности, в законе от 2003 года описано, при каких условиях семья может считаться нуждающейся. Так вот, согласно нему, подопечные дети в семью не входили, а, соответственно, и выплаты на них не начислялись на счет семьи. Что логично. Однако в этом году у нас произошла маленькая революция. Государство – сначала указом Президента, а потом законом – ввело выплаты на детей до 17 лет. И вместе с тем изменило критерии малоимущей семьи. Если раньше её определяли только по доходам, то теперь чиновники стали считать и квартиры, и машины, и банковские вклады, и еще много чего. Также принялись в семью включать и детей, находящихся в приемной семье и под опекой. В общем, к вопросу малоимущности начали подходить более комплексно.

К сожалению, мне бы хотелось всех порадовать, но справедливость сегодня выглядит именно так. Я ничуть не иронизирую, это сложный вопрос. Что делать, если у вас есть пять тысяч рублей: раздать десятерым по пятьсот рублей или двум дать по две с половиной тысячи? Государство раньше выбирало первый путь, а сейчас второй. Мол, если у человека есть в собственности гектар земли, то сказать, что он малоимущий – сложно.