Не платить алименты строго по закону – проблемы чуть ли не на всю жизнь…

Если с вас не взысканы алименты, если вы платите «по договоренности», но без расписок и квитанций, вы в зоне риска. Хотя, казалось бы, платить «по-честному» должно быть выгоднее.

Обычно все плательщики алиментов делятся на две части. Половина — платят алименты «как по закону» и требуют (вот, нахалы!) от второго родителя (бывшей жены, чего уж там эфимизмами разговаривать) чтобы та подавала на них в суд на алименты, а они — строго по поданному — платили.

Правы те, кто требует закрепления всех платежей по закону.

Варианта два. Или сходить с бывшей женой к нотариусу и зафиксировать оглашение об уплате алиментов (при этом сумма алиментов не может быть меньше, чем должно быть по суду: заплатить, скажем, не 25% от доходов, а 20% — не выйдет, в соглашении нотариус укажет, что алименты не могут быть меньше четверти на одного ребенка, трети — на двоих, и половины доходов — на троих и более).

Или — по суду. Суд, в зависимости от предъявленного иска (или поданного заявления о выдаче судебного приказа) может взыскать со второго родителя алименты как в процентах, так и в так называемой «твёрдой сумме», насчитанной так, чтобы обеспеченность ребёнка, по возможности, оставалась на том же уровне как до развода.

И в том, и в другом случае есть нюансы, но общий смысл действий таков: размер алиментов должен быть официально установлен.

Как только алименты установлены, начинайте их регулярно и в установленном размере выплачивать. Причём рекомендую делать это в безналичной форме обязательно указывая, что оплачиваете именно алименты и именно за какой-то период. Так вы не накопите по этим самым алиментам задолжденность.

Но, простите, а почему же добровольная уплата денег на содержание ребёнка вами так не поддерживается? Вечно вы, юристы, советуете перестраховываться!

Именно так.

При разводе редко остаются сразу урегулированными все материальные вопросы. Например, бывшая жена может считать, что вы ей (по любой причине, хоть за «потерянные годы») должны примерно любую сумму. И те деньги, которые вы, как вы думаете, перечисляете на содержание ребёнка будет с чистой совестью тратить на косметолога и карты Таро. А алименты — пойдёт и взыщет с вас чуть попозже, года через полтора-два.

Не буду обманывать: взыскать алименты за прошлый период не так-то просто. Если не готовится. А если готовиться — то вероятность того, что вы заплатите весьма значительную сумму как «долг» имеется, и она далеко не близка к нулю.

Хуже всего, конечно, уже имея решение суда о взыскании алиментов или подписанное об этом соглашение, не уплачивать установленный размер алиментов через банк, а давать наличными, переводить на карту самого ребёнка, няни, бабушки и тому подобные «удобные» способы. Все они рассчитаны на глубокую порядочность и невероятную честность (и, добавим, сказочного уровня необидчивости) получателя алиментов.

Короче говоря, официальный путь — всегда самый беспроблемный. Или у нотариуса, или через суд — определите размер алиментов, и платите аккуратно всё, что положено этими решениями, платите перечислением со счёта на счёт получателя алиментов, с обязательным указанием на то, что вы уплачиваете алименты, и за какой период.

В противном случае, можно готовится к тому, что алименты вы можете заплатить дважды.

Курицыны (все имена и фамилии вымышленные) жили в браке 5 лет, пока не выяснилось, что характерами они «не сошлись». Жена Наталья считала, что муж Степан должен уделять ей больше времени (и денег), а Степан работал. Двое детей не показались помехой для развода.

Как порядочный мужик, Степа продолжан обеспечивать семью, принося каждую неделю не только сумки с продуктами, но и по пачечке купюр, торжественно вручавшихся Наталье на кухне каждое субботнее утро. Доход у Стёпы отличался неделя от недели, и пачечки были разные, но их толщина, до поры до времени, Наталью устраивала.

Одна из любимых тем среди подружек: сколько зарабатывают их мужья. И Наталья не избегала этих разговоров. Так вот, по мнению многих подруг Натальи (судей, как водится, решительных и строгих), Стёпа приносил в пачечках ну раза в три меньше, чем, по мнению высокого ареопага, должден бы был.

Наталья стала намекать на это бывшему мужу. Мол, надо и за школу заплатить, и в отпуск ехать ей и детям… Стёпа возражал, что и так приносит больше половины от того, что зарабатывает. Но аргументы подруг были сильнее, и спустя два с половиной года после развода Наталья подала на Степана в суд.

В суде она предъявила переписку между супругами того периода, когда отношения были в состоянии пожара, и из нее можно было, с некоторой натяжкой, сделать вывод, что Наталья просит Стёпу платить деньги на детей, а Стёпа, похоже, отказывается. Если почитать всю переписку за два года, можно было бы сделать вывод, что Наталья всё получает на детей сполна, но всю переписку судья так и не увидел.

Поскольку Степан всё, как ему казалось, делал по-честному, и деньги платил регулярно, на суд он решил не ходить. Ведь, по его подсчетам, алиментов он даже переплатил.

Суд принял решение взыскать со Степана алименты в размере одной трети доходов примерно с даты развода и до совершеннолетия детей. «Ну и что?», – подумал Стёпа, — «Я же платил как положено и даже больше, у приставов разберусь».

Обжаловать решение никто не стал. Всё продолжалось по-прежнему, Стёпа приносил деньги, Наталья (такое поведение казалось Степану даже в чём-то благородным) не приносила приставам исполнительный лист. И прошло ещё два года, как старшая дочь (привет, пубертат!) заявила маме в пылу скандала, что уйдёт жить к отцу. Наталья (конечно) решила, что это Степан «настраивает дочь» и… отнесла исполнительный лист приставу.

Поскольку доходы Степана были полностью «белыми» и место работы давным-давно не менялось, судебный пристав-исполнитель просто отправил постановление на место работы, где обязал бухгалтера рассчитать задолженность (по трети от заработка за четыре года предыдущих) и взыскивать со Степана по 70% от его зарплаты в пользу Натальи, где треть зарплаты — текущие алименты, а остальное – в счёт долга.

Стёпа возмутился, наглёж-грабёж, но в ответ получил ещё и иск о взыскании неустойки по алиментам.

Выход из сложившейся ситуации был для Степана долгим (и дорогим) и несколько неожиданным. Без подробностей: дети живут сейчас с ним, а алименты платит Наталья. Но это уже совсем другая история.

Не будьте как Степан: платите алименты по закону. Если нужна консультация — всегда готовы разобраться именно вашей ситуации.