Дело о подмосковной опеке, прокуратуре и справедливости

Все персонажи, события и документы реальны. 

— Понимаете, на каждом шагу творят беззаконие и никакой управы на них нет!

Ольга Петровна Савельева (имя изменено — ред.) из подмосковной Балашихи сидит напротив меня, мнет носовой платок и рассказывает о том, как они с мужем решили взять детей-инвалидов под опеку. 

— Так и пишут в своих заключениях, что не дадим вам детей потому что вы еще две бумажки не собрали и психологическое обследование не прошли, хотя оно и необязательное и документы у нас в полном порядке. И всё — до свидания! Вам пока «преждевременно» становиться опекунами, — цитирует в сердцах Ольга Петровна последнюю строчку из официальной бумаги. 

Не открою тайну, если скажу, что похожих историй — вагон и маленькая тележка. По всей стране. Почти в каждом регионе есть прекрасные женщины из органов опеки, которые плевать хотели на закон. Они пишут отказы потенциальным опекунам, скрепляют их печатью и сразу забывают об этом незначительном рутинном эпизоде. Ведь впереди обеденный перерыв, а там и домой пора идти. К своим детям и мужьям. Вас тут много, а я одна!

Так бы и закончилась, наверное, эта история, если бы супруги Савельевы не приняли решение идти до конца. То есть идти к адвокату. Сейчас вы прочтете очень интересный и поучительный рассказ о том, как бороться с беззаконием на примере адвоката, органа опеки и прокуратуры. Да, будет там еще и Министерство образования московской области. Итак, приступим. 

Если вы давно следите за моим блогом, то наверняка знаете, что крепкие сотрудницы органов опеки регулярно стращают опекунов прокуратурой, уголовными делами и отобранием детей. Некоторые идут еще дальше. Например, в Татарстане опека не стесняется и пишет опекунам, что Татарстан — это не Россия. Намекая на то, что в Татарстане российские законы не действуют. Действуют и еще как. 

Но давайте вернемся к супругам Савельевым. Они обратились ко мне за помощью сразу после получения вот этого любопытного документа.

Это заключение о возможности быть опекунами за авторством и.о. начальника управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Балашиха О.Е. Быковой. Дело в том, что «заключение» это — чистой воды самодеятельность, которая не основана на законе. Хотя и бланк настоящий, и печати на месте, и даже подпись стоит. Позволю тут  себе небольшое лирическое отступление. 

Как правило, после таких вот отписок на трех листах, которые сделаны под копирку с изменением даты и фамилий, люди, которые готовы были взять детей под опеку, умывают руки. Они уже прошли все круги ада, собирая справки, показывая свое жилье — они просто не готовы проходить все это по второму разу, и теряют всякую надежду на торжество справедливости. Их можно понять. Без помощи адвоката, который специализируется на таких делах, добиться правды бывает очень непросто. Нужно не только знать законы. Нужно иметь многолетний опыт в такого рода делах. К счастью, Ольга Петровна и Евгений Александрович Савельевы (имена изменены — ред.) обратились по адресу. То есть в Команду адвоката Жарова.

Но давайте вернемся в Балашиху. Что делать, если опека нарушает закон и отказывает людям в праве быть опекунами под надуманным  предлогом? Конечно же, жаловаться в прокуратуру. В ту самую прокуратуру, которой органы опеки прикрываются в неудобные для них моменты. Что мы и сделали. Команда адвоката Жарова подготовила развернутое письмо на имя Балашихинского городского прокурора, в котором детально расписала все нарушения (и даже преступления), которые совершила госпожа Быкова из Балашихинской опеки.  

Приводить все письмо целиком тут не вижу смысла, оно получилось довольно большим — 5 страниц мелким шрифтом с приложениями. Но самые интересные места считаю нужным обнародовать. Уверен, что подобные отписки опеки получили не только супруги Савельевы. И если этот текст читают другие несостоявшиеся опекуны из Балашихи, им наше показательное дело может помочь докопаться до истины.

Судя по тексту, который на официальном бланке печатает и отправляет опекунам госпожа Быкова, управление опеки и попечительства Минобразования Московской области нанимает на работу неквалифицированных специалистов. А специалисты эти не просто халатно относятся к своим обязанностям, но и нарушают закон, о чем сами же пишут черным по белому. Вот одна из самых ярких цитат:

Яркая цитата из официального заключения подмосковной опеки

Если переводить с юридического языка на человеческий, опека имеет право выдавать по таким делам только два документа: о возможности быть опекуном и о невозможности быть опекуном. Причем во втором случае, опека должна объяснить, что именно стало причиной отказа. Опека по городскому округу Балашиха пишет что-то среднее. Она и не отказывает людям в возможности быть опекунами, но и не разрешает ими стать. 

Это называется уклонением от исполнения своих обязанностей. Более того, такие действия подпадают под статью 286 (часть 1) Уголовного Кодекса РФ, в которой говорится о совершении должностным лицом действий, которые явно выходят за пределы его полномочий и которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан. А за такое уже можно получить штраф в 80 тыс рублей или тюремный срок (4 года). Но такие мелочи не останавливают сотрудников Балашихинской опеки, о чем они в открытую пишут несостоявшимся опекунам в официальных письмах на казенном бланке.  

Вообще, дорогие потенциальные опекуны и все-все-все. Помните о том, что общаться с любыми официальными органами и другими чиновниками нужно только письменно. Все, что говорится вам устно (через рот) как правило не имеет никаких последствий. Это нельзя приложить к делу, отправить в суд или в прокуратуру. Поэтому всегда требуйте письменный ответ на свои просьбы и жалобы. С ними можно работать, что мы и делаем. 

А вот и второй перл госпожи Быковой, которая почему-то решила что она стоит выше законов Российской Федерации и может сама принимать решения о том, что и кому делать. Речь о нашем «любимом» психологическом обследовании. 

Документ не является обязательным, но он обязателен.

Видите, что они делают? Они знают о том, что никакого психологического обследования или «модуля» в законе нет. Они указывают на то, что проходить его не обязательно. Следом сотрудники опеки пишут, что результатов этого обследования в деле нет и именно на этом основании отказывают людям в праве быть опекунами. Некоторые наивные граждане принимают эти пассажи на веру и проходят такое психологическое тестирование. Приносят его в опеку, и тогда опека отказывает людям повторно, уже на основании наличия это психологического заключения.

На моем сайте вы найдете массу статей и видео на эту тему. Поэтому — еще раз для особо доверчивых и впечатлительных: никакие психологические обследования вы проходить не обязаны. Но если вы его добровольно пройдете, готовьтесь к тому, что вам откажут в опеке над детьми. Именно для этого такие обследования и придумали. Дети, по мысли чиновников, должны навсегда оставаться в детских домах. И система, как мы видим, делает для этого все возможное.    

Быстро сказка сказывается, но не быстро ответы из прокуратуры приходят. Ольге Петровне и Евгению Александровичу пришлось подождать. Но ответ пришел. Попутно, правда, пришлось написать еще одну жалобу на сотрудников Балашихинской прокуратуры, которые волокитят дела и не подходят к телефону в рабочее время, но дело завершилось полной победой. 

Прокуратура по нашему заявлению провела проверку. Все нарушения, о которых Команда адвоката Жарова от имени супруг Савельевых подавала жалобу в отношении Балашихинской опеки, подтвердились. 

Преступное заключение о «преждевременности» быть опекунами, которое состряпала госпожа Быкова, отменено. 

Взамен выдано правильное заключение о том, что супруги Савельевы могут быть опекунами.   

Три сотрудницы из Балашихинской опеки привлечены к дисциплинарной ответственности. 

В адрес начальника Балашихинской опеки внесено представление. 

Какие выводы можно сделать из этой истории? 

Первое: никогда не надо сдаваться. Обращайтесь только к профессионалам, которые специализируются на вашей проблеме. Помните о том, что даже такие, очевидные казалось бы, дела, когда правда на вашей стороне, требуют основательной подготовки. Без адвоката победить будет гораздо сложнее. 

И второе: действуйте строго по закону. Не поддавайтесь на незаконные требования или устные «просьбы» сотрудников опеки. Не идите на поводу у их лени и некомпетентности. Только так можно заставить их работать или привлечь к ответственности, если до этого дойдет. 

Ваш адвокат Антон Жаров