Органы опеки начали отказывать большинству кандидатов! Как они это делают? И как не попасть в ловушку, которая уже приготовлена для всех потенциальных приемных родителей?
Ответы — в этом видео.
Если вы услышали, или прочитали в интернете, в родительском чате или просто услышали от кого-то выражение “психологическое обследование”, оно же “психологическое тестирование”, то этот ролик для вас!
Потому что скорее всего после этого вам сказали, что в восьмидесяти процентах случаев после результатов психологического обследования кандидатам в опекуны и усыновители отказывают. Что с этим делать? Действительно, еще на этапе приема документов часто в органе опеки говорят: “Вы обязательно должны пройти психологическое тестирование или обследование!” И вам скорее всего откажут, потому что вы — одинокий усыновитель, потому что вы — пожилой человек, потому что у вас маленький доход, ну много чего “почему”.
На самом деле психологическое обследование или тестирование является добровольным. А если что-то является добровольным — это значит, что вы можете идти на него, а можете не идти. И никаких правовых последствий для вас это решение иметь не должно. Но органы опеки считают иначе. К сожалению, особенно в Москве, сложилась такая практика, что тем людям, которые приходят с документами на усыновление, говорят: “Ну вот давайте вы сначала пройдете комиссию, у нас все-все-все проходят комиссию, а потом посмотрим!” А входить в нее могут кто угодно: сотрудники органа опеки, общественники, ну, в общем, все те люди, с которыми руководитель территориального подразделения органа опеки хотел бы посовещаться. Ну и пусть совещается! Вам ходить на эту комиссию не нужно! Почему? Потому что она не предусмотрена законодательством.
Все добрые советы о том, что будет лучше сходить вам на эту комиссию, выслушать, что вам там скажут, ничего, мол, страшного, вызывают только дополнительный вопрос: кому от этого будет лучше? Органу опеки — да, потому что у него появится дополнительный аргумент для того, чтобы отказать вам в выдаче положительного заключения в возможности быть опекуном. Многие мне тут возражают: “Неужели в органе опеки работают такие люди, которые хотят написать обязательно отрицательное заключение тому гражданину, который обратился для того, чтобы взять ребенка в семью?” К сожалению, это так.
В Москве прямым текстом, но, к сожалению или к счастью, только устно, было сказано, что абсолютно все кандидаты, во всяком случае одинокие, должны пройти так называемую комиссию и после этого должны быть отправлены на психологическое тестирование. Еще раз: ни в одном законе, ни в одном нормативном акте, даже Московском, даже каком-то пресловутом “секретном” приказе, нигде на бумаге не сказано, что вы обязаны проходить комиссию или психологическое обследование. Это ровно пожелания, которые в устном порядке высказывает руководство Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы для своих сотрудников. Нам, гражданам, эти все вопросы совершенно неинтересны. Мы, если не хотим, а мы не хотим, это я вам как адвокат говорю, можем не ходить ни на какие комиссии и на никакие психологические обследования. Психологическое обследование, психологическое тестирование предусмотрено в нормативных актах только как добровольная, по согласию гражданина, процедура. И ходить туда или не ходить — решение ваше!
Объясняю на пальцах. Во-первых, никто особенно и не скрывает, что все эти обследования и тестирования предусмотрены для того, чтобы иметь возможность легально вам отказать в передаче ребенка. Что там происходит? Вас опрашивают какие-то психологи по каким-то методикам и дальше делают какой-то вывод. В лучшем случае — это вывод, что ребенка давать вам можно, но в восьмидесяти процентов случаев — это вывод о том, что давать вам ребенка нельзя. Парадокс заключается в том, что оспорить решение, вернее, мнение психолога невозможно! Это же мнение! Оно изложено на бумаге, и то, что эта бумага попала в руки органа опеки и попечительства, это ваше письменное распоряжение. Вам подсунут соответствующее заявление для того, чтобы вы его подписали. И все! Коготок увяз, птичка пропала.
После этого ни один суд не скажет вам: “Ну, слушайте, опека не права!” Почему она не права? Она читает заключение психолога, которое вы сами туда принесли, а в нем написано: “Не готов, не годится он как замещающий родитель”. И все! Спорить с этим бесполезно! Теперь что будет, если вы не пойдете на психологическое тестирование, на комиссию и на прочие вещи, которые не предусмотрены законодательством? А просто соберете все документы, которые описаны в 423-м или 275-м постановлениях Правительства, в зависимости от того, какое заключение вы получаете, об опеки или об усыновлении, и просто сдадите эти документы.
Потом в течение нескольких дней должно быть проведено обследование ваших жилищно-бытовых условий, и выдано вам заключение о возможности быть усыновителем или опекуном. Чаще всего оно будет именно такое: о возможности быть опекуном или усыновителем. Несмотря на то, что вы никакие комиссии не проходили. В органе опеке не дураки работают. Они знают, что действуют незаконно, что требуют с вас лишнее, и поэтому выдают положительные заключения. Иногда выдают и отрицательное, и там с пугающей честностью пишут: “Да, действительно, человек отказался проходить нашу комиссию, психологическое тестирование и так далее, и мы ему поэтому отказываем. Потому что мы якобы не выяснили его мотивацию”. Проблема в том, что мотивацию орган опеки должен выяснять при обследовании жилищно-бытовых условий. Это прямо написано в законодательстве. И если вы ее не выяснили, то эти проблемы суд уже не касаются. В дальнейшем в суде такое заключение можно отменить.
Но повторюсь: люди, которые не проходили комиссию, чаще всего не встречают никаких проблем при получении заключения о возможности быть опекуном. Подытоживая: если вы захотели сдать дополнительно какие-то анализы, какие-то пройти обследования, или какую-то комиссию, пеняйте, пожалуйста, только на себя, что результатами этих обследований воспользовался орган опеки для того, чтобы вам отказать. А если бы вы не проходили комиссию, не проходили какое-то обследование, результатов, соответственно, не было. И положить их в основу отказного заключения было бы нельзя. Вот такой мой совет. Никуда не ходим.