Ребёнка усыновили или приняли под опеку, его жизнь изменилась. Но остались родственники этого ребёнка, и надо разобраться, как с ними общаться теперь. Можно ли? Нужно ли? Как это должно быть организовано с юридической точки зрения?
Ребёнок, когда появляется в замещающей семье, к сожалению или к счастью, имеет предыдущую историю. И в этой истории могут быть его родственники. Вот о биологических родственниках, включая родителей, мы сейчас и поговорим.
При усыновлении
Итак, ребёнок оказался у вас. Если ребёнок передан вам под усыновление, то есть решение суда, по которому вы названы усыновителем, а ребёнок — вашим, вопрос родственников вас интересует чисто в теоретическом аспекте. На практике они являются ребёнку никем, то есть все правовые отношения между ребёнком и его биологической семьёй прекращены. Поэтому здесь говорить о том, что у родителей есть какие-то права, какие-то возможности влиять на ситуацию, — юридически нет никаких оснований, поэтому обсуждать это дальше бессмысленно.
Если по каким-то невероятным причинам вы решите, что ребёнку нужно общаться с какой-то двоюродной бабушкой, которая осталась у него от биологической семьи, это ровно ваш страх, риск и всё остальное. Но никаких юридических обязательств по этому вопросу у вас нет. С усыновлением закончили.
При опеке и попечительстве
Теперь опека. Здесь всё гораздо интереснее. Во-первых, я рекомендую вам взять в руки Семейный кодекс РФ и открыть статью 148.1. Это права и обязанности опекуна или попечителя ребёнка. Начинаем читать: «Права и обязанности опекуна или попечителя ребёнка возникают в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», то есть на основании акта органа опеки и попечительства. «Если иное не установлено федеральным законом», а иное федеральным законом не установлено, и в вашем случае точно не будет, «родители ребёнка или лица, их замещающие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребёнка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя». Это значит, что даже если родители вашего ребёнка не лишены родительских прав, а отсутствуют по какой-то другой причине, право защищать и представлять законные права интересы ребёнка у них нет. В частности, сюда входит понятие “определять место жительства ребёнка”, то есть родитель, пусть даже и не лишенный родительских прав, но чей ребёнок находится под опекой, не может прийти, взять ребёнка за руку и уйти с ним в неизвестном направлении, сказать, что я теперь буду с ним жить.
Вот именно об этом сказано в ст. 148.1 пункте 2 Семейного кодекса РФ, что все права и законные интересы ребёнка защищает только опекун, а родители утрачивают эти права даже в том случае, если они не были ограничены или лишены родительских прав.
Дальше идет пункт 3: «Любые действия (бездействие) по осуществлению опеки или попечительства опекуном или попечителем могут быть обжалованы родителями или другими родственниками либо усыновителями ребёнка в орган опеки и попечительства». Это означает, что если родственников ребёнка или родителей что-то не устраивает в поведении опекуна по отношению к ребёнку (нарушаются права, например, какие-то действия не устраивают. Как правило, речь идет о таких действиях, когда, например, не пускают общаться с ребёнком двоюродную бабушку, или считают, что бабушке не нужно видеться с внуком), то такие действия опекуна могут быть обжалованы родственниками ребёнка в органы опеки и попечительства по месту жительства опекуна и подопечного ребёнка.
Дальше: «Органы опеки и попечительства вправе обязать опекуна или попечителя устранить нарушения прав и законных интересов ребёнка, либо его родителей или других родственников, либо усыновителей. В случае, если опекун или попечитель не подчиняется решению органа опеки и попечительства, родители или другие родственники либо усыновители ребёнка вправе обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов ребёнка и (или) своих прав и законных интересов. Суд разрешает спор исходя из интересов ребёнка и с учетом его мнения. Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей».
Здесь требуется комментарий. Тут многоступенчатая система.
Если кого-то не устраивает, как ведет себя опекун, например, бабушка считает, что ей трепетно нужно общаться с внуком, а сама она приходит пьяная и не видела его года два. Она пишет в орган опеки и попечительства, он рассматривает этот вопрос и дальше выдает определенное предписание. Он вправе обязать опекуна или попечителя устранить нарушения прав ребёнка, то есть орган опеки устанавливает, что
- права ребёнка /родственника/родителя были нарушены
- обязывает опекуна устранить такое нарушение
Разумеется, такая обязанность не может быть выражена устно. Не может вам позвонить Клавдия Антоновна из органа опеки и сказать: «Дайте общаться с бабушкой». Это должно быть выражено письменно.
Может ли опекун обжаловать такое решение опеки?
Конечно, может. Кроме того, он может его даже не исполнять. Это указано в статье, потому что последствия этого неисполнения каковы? Родитель биологический или другой родственник в дальнейшем после вынесения решения органом опеки и после неисполнения опекуном этого решения вправе обратиться в суд с заявлением, чтобы ему не чинили препятствий в общении с ребёнком. И суд дальше решает этот вопрос уже исходя из интересов ребёнка и с учетом его мнения.
Это означает, прежде всего, что законодатель поступил следующим образом: он изо всех сил защищает опекуна, новую семью ребёнка от того, чтобы в неё внезапно влезли возникшие родственники. То есть сначала у нас происходит решение органа опеки, т.е. орган опеки должен рассмотреть эту ситуацию, потом еще оставляют возможность для опекуна выполнить это решение или не выполнить, в дальнейшем идет судебное разбирательство, и только после судебного разбирательства могут наступить какие-то неблагоприятные последствия.
«Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей». Это означает, что если к вам обращается родственник ребёнка, как правило, он просит пообщаться с ребёнком, давать или не давать пообщаться — это ваша зона ответственности, уважаемые опекуны и попечители. Если вы считаете, что это общение ребёнку в пользу, то конечно же надо давать. Если вы считаете, что это ребёнку не в пользу, конечно же, давать не надо. Дальше пускай человек обращается в органы опеки, и вы в органе опеки изложите свои доводы, и дальше зависит от решения органа опеки.
Чаще всего возникает большая коллизия в органе опеки на тему того, давать или не давать ребёнка, и далеко не всегда она разрешается в пользу, например, бабушки.
Напомню речь не может идти о том, чтобы отправлять например к бабушке с ночевкой или еще что-то, речь идет только об общении с ребёнком. Других прав у бабушки нет, только право общения, а не право воспитывать, забирать и т.д., поэтому даже об этом вы можете спорить и приводить свои доводы в органе опеки и попечительства.
Отдельно стоит сказать про родителей. Если родители ребёнка или один из них лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, ни о каком общении с ребёнком речи быть не может. В случае, если они ограничены в родительских правах, орган опеки и попечительства вправе разрешить им общаться с ребёнком, и тогда уже опекун сильно препятствовать в этом вопросе не вправе. Тем не менее, я всё равно рекомендую, если вы убеждены, что ребёнку это не на пользу, препятствовать и дожидаться обращения в суд и уже в суде разбираться, нужно это ребёнку или нет. Это если было ограничение родительских прав.
В случае, если родитель лишен родительских прав, даже орган опеки не вправе вас обязать разрешать такому человеку общаться с ребёнком, несмотря на то, что его фамилия может быть в свидетельстве о рождении этого ребёнка. Почему? Потому что лишение родительских прав само по себе означает утрату всех прав по отношению к ребёнку, в том числе право на общение с ним. Поэтому опекун не должен такое общение обеспечивать. Я могу себе представить ситуацию, когда такое общение с биологическим родителем, лишенным родительских прав, будет осуществляться в интересах ребёнка. В таком случае опекун действительно может поставить вопрос: может ли этот ребёнок пообщаться с вот этим «чужим дядей», который является его биологическим родителем? Но решение этого вопроса целиком и полностью на стороне опекуна, и вопрос лишения родительских прав, принятый судом, не может быть отменен решением органа опеки. Не может быть принято решение органом опеки о том, что ребёнок будет общаться с родителем, лишенным родительских прав.
Вообще по закону любые родственники ребёнка имеют право на общение с ним. Ведь действительно троюродную тетю никто не лишал родительских прав, а точнее «тётства». Такие родственники действительно могут ставить вопрос об общении с ребёнком, но парадокс заключается в том, что Семейным кодексом предусмотрена судебная защита только прав близких родственников. Это значит тех родственников, которые отделены от ребёнка только одним рождением, то есть родные браться/сестра, родные бабушка/дедушка. Вот эти люди могут обратиться в суд с иском об общении с ребёнком, и суд может вынести решение опекуну не чинить препятствий в общении. Все остальные родственники лишены возможности обратиться в суд с иском, поэтому общаться ли с такими родственниками, будет решать опекун. Обязать опекуна организовывать такое общение никто не может.
Другое дело, что вы как опекун должны оценивать, прежде всего, в интересах ли это ребёнка, нужно ли ему это, приносит ему это пользу или вред. Здесь вы должны включать свой разум. Если, например, бабушка говорит четырехлетнему ребёнку, что родители его скоро заберут, а родители лишены родительских прав, конечно, такое общение вредит ребёнку, потому что его обманывают. Родители завтра не восстановятся в родительских правах. Если это и произойдет, то не завтра, это длительный процесс. А бабушка обманывает, это плохо для ребёнка.
Если даже бабушка вам не нравится, но ребёнок её рад видеть, то наверное лучше смирить свои чувства и дать возможность общению, потому как нужно помнить, что опекун является не родителем, а замещающим родителем, и в отличие от усыновления ребёнок остается как бы «государственным», не вашим, вам его выдали воспитывать. При таких обстоятельствах, какие бы тёплые чувства вы не испытывали к ребёнку, нужно понимать что он находится у вас временно, пусть это временно и будет длится до 18 лет.
Здесь встает вопрос ещё и с восстановлением в родительских правах. Действительно, у части детей, которые переданы в семью, у довольно значительной части, родители лишены родительских прав.
Могут ли они восстановиться в родительских правах? Могут.
Но за прошлый год в РФ таких дел было всего несколько тысяч на десятки тысяч лишений родительских прав. Это скорее всего не ваш случай. Если мама после лишения родительских прав, а обычно это мамы, не испугалась и не стала бегать к ребёнку и восстанавливаться в родительских правах, крайне маловероятно, что это произойдет через год или позже. Более того, крайне маловероятно что суд, рассматривая вопросы о восстановлении в родительских правах чего год-два или три, удовлетворит требование о восстановлении в родительских правах, учитыва,я что ребёнок живет у вас под опекой, и маму, разумеется, не знает. Удовлетворяются такие иски очень редко. Нужно достаточно серьезно себя плохо вести, чтобы вас лишили родительских прав. И нужны огромные усилия, чтобы восстановили в родительских правах.
Если всё-таки это произошло, вы как опекун обязательно будете участвовать в суде. Вы будете ответчиком как законный представитель ребёнка, и вы вправе приводить свои аргументы, почему нужно или не нужно этого делать. Вам нужно будет серьезно подготовиться к этому процессу, нужно понимать, что вас будут слушать с большим вниманием, потому что это вы последние несколько месяцев или лет живете с ребёнком, а мама или отец, восстанавливающиеся в родительских правах, до этого себя вели таким образом, что довели ситуацию до лишения родительских прав. Поэтому шансы есть, даже если родитель внезапно изменил поведение, далеко не факт, что он будет восстановлен в родительских правах в обязательном порядке.
Боритесь! Здесь есть возможность с этим бороться.
Тем не менее, если решение суда о восстановлении в родительских правах родителя случилось, это совершенно не значит, что на завтра вы проснулись в другом мире. У вас появились родители, которые имеют право на общение с ребёнком, у вас возникла ситуация, когда рано или поздно встанет вопрос о передаче ребёнка родителям, но, тем не менее, само восстановление в родительских правах не означает, что завтра ребёнок будет передан родителям. Либо будет отдельный иск по этому вопросу, либо вы решите, что ребёнок может быть возвращен родителю. Напоминаю вам п.2 ст.148.1 Семейного кодекса РФ: пока опека действует, именно вы являетесь законным представителем ребёнка, именно вы определяете, где он живет и с кем.
После восстановления в родительских правах и передачи ребёнка в биологическую семью опека будет прекращена по невиновным основаниям, она будет отменена. Вы будете освобождены от обязанностей опекуна, а не отстранены. И вы можете ставить вопрос о приёме, например, другого ребёнка в семью, если вы будете к этому готовы. В этом я лично сомневаюсь, мне подсказывают психологи, что это довольно сложная история.
Ещё раз подчеркну: восстановление родителя в родительских правах — ситуация встречающаяся крайне редко, и у вас будет время в течение нескольких месяцев обдумать всё, что с этим связано: стоит ли это делать, в интересах ли это ребёнка, если да, то как его передать в биологическую семью. Напоминаю, опека, к сожалению, явление временное. Вы не можете как опекун рассчитывать, что ребёнок у вас будет всегда. Если вы хотите, чтобы ребёнок был с вами навсегда, то для вас подходит форма устройства, которая называется усыновление. Если вы готовы воспитывать чужого ребёнка и только до 18 лет, то это опека.
А в целом прием ребёнка в семью — это большая радость. Задумываться о том, что если ребёнок к вам попал, то его придется вернуть, не надо, грузиться этим не надо. Те ситуации, когда ребёнок возвращается в биологическую семью, крайне редки, и, скорее всего, вы с ними не столкнетесь. Поэтому смелее в путь, продолжаем обучение в ШПР, а затем выбираем ребёнка. И пусть у вас всё будет хорошо.