Повестка с адвокатом Жаровым. Выпуск №2. Правовой анализ реальности.

Пока дождь подтапливал столичные улицы, мы подготовили новую Повестку.

В этом выпуске: 

Запрет на проверки малого и среднего бизнеса. Реальность или обещания?

Получить детские деньги вскоре можно будет без сбора справок. Правда, и тут не обошлось без формальностей и ограничений.

Удалёнку решили узаконить по-взрослому. Даже договор разрешат заключать через интернет.

Уточнён порядок проведения ЕГЭ в условиях эпидемии. Кому не надо сдавать экзамены?

Столица будет жить по новому расписанию. Экспериментальные идеи транспортных чиновников решили проверить на москвичах.

Лайки, комментарии и репосты строго приветствуются!


Здравствуйте! Я по вам скучал. Надеюсь, вы тоже! Вам — повестка! А меня зовут адвокат Жаров. Мы оцениваем эту реальность с правовой точки зрения в течение ближайших нескольких минут. 

О чем сегодня: запрет на проверки малого и среднего бизнеса, что получилось в итоге; детские деньги можно будет забрать и без сбора справок, наконец-то этот процесс автоматизировали, но не вполне; удаленку решили сделать по-взрослому — в трудовой кодекс вносятся изменения, об этом стоит поговорить; ну и самое интересное (для тех, кто в теме) — уточнен порядок проведения выпускных и вступительных экзаменов. Обо всем — по порядку.  Начинаем! 

На этой неделе правительство уточнило порядок проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Все-таки проверки какие-то будут, несмотря на обещания, что их не будет вовсе. Например, будут проверять объекты атомной энергетики и другие опасные объекты со стороны МЧС и соответствующих ведомств. Я, правда, с трудом обнаружу среди предприятий атомной отрасли хотя бы средненькое предприятие, обычно они — огромные, большие, но тем не менее. Вот такие предприятия будут проверять. И слава богу. Однако, на местах, как водится, информация дошла не вся. И после указания президента, что проверки нужно прекратить, и соответствующего постановления правительства, проверки тем не менее продолжились, в том числе и у малых бизнесменов. Министерство экономического развития опубликовало адрес электронной почты, на который можно, в том числе анонимно, сообщить о том, что проверки малого и среднего бизнеса все-таки продолжаются, несмотря на запрет делать это в ближайшее время. Ну, что я могу сказать, отрадная новость, даже, я бы сказал, хорошая. Действительно, создается впечатление, что, по крайней мере на федеральном уровне, бизнесу действительно решили помочь, а, значит, и всем нам с вами. 

Как говорил Виктор Степанович Черномырдин: “Отродясь и не бывало, и вот опять!” Снова правительство говорит о том, что в конце концов, из конца в конец, концом по концу, но мы когда-нибудь все-таки будем получать какие-то пособия, государственные услугу не собирая справок. Вообще-то эта история началась еще, дай бог памяти, году в 2014-м, или даже еще раньше, когда создали открытое правительство и начали говорить о том, что справки, которые и так есть у государства, гражданин не должен собирать. Ну, действительно, почему мы в пятом кабинете должны получить справочку, перенести ее в седьмой и там попросить государственную услугу? Пусть сами запрашивают! Тогда и начали строить так называемую систему межведомственного взаимодействия. Эта система должна быть была электронной, и все должно летать было просто как байты по проводу ethernet. Но, тем не менее, гладко было на бумаге. До сих пор, например, с Министерством Внутренних Дел, где и так есть база данных, вроде бы, и в каждом отделе полиции находится компьютер, специально связанный с Министерством Внутренних Дел, тем не менее, именно это министерство медленнее всех переходило на так называемое “межведомственное взаимодействие”, электронным образом. Все еще бумажками гоняло туда-сюда через почту России запросы и ответы. Но, надеюсь, скоро этой радости чиновников придет конец, во всяком случае Михаил Мишустин, председатель правительства, подписал соответствующее распоряжение. Что касается выплат для детей от трех до семи лет, Минфин и Минюст до 1 июля 2020 года должны наладить это самое межведомственное взаимодействие (еле выговариваю эти слова). А вот МВД дали шанс сделать это попозже. Ну, это более выдающееся министерство, поэтому сделает это до 31 января 2021 года, если, конечно, не продлят.

Что тут хочется сказать? С 2013 года существует межведомственное взаимодействие между органами опеки и другими органами всякими по сбору документов для кандидатов в опекуны, приемные родители и усыновители. Вы приходите, подаете заявление, а выписку из домовой книги и справку о несудимости органы опеки запрашивают самостоятельно через эту самую электронную систему. Тем не менее, даже в Москве этот эксперимент пошел, скажем так, не очень. В некоторых органах опеки, когда человек приходит и говорит: “Вот я вам подаю заявление”, говорят: “Ну, принесите еще и справки”. “А почему же? Вы должны их сами запрашивать!” “Ну, должны-то должны, но человек, который умеет это делать сейчас в отпуске, или на больничном, или вообще уволился. И теперь сделать это просто некому”. Вот так работает вот это самое электронное взаимодействие. Как оно будет работать в дальнейшем? Бог его знает. Надеюсь, все-таки отрегулируют. Может быть, по примеру Министерства Экономразвития выдадут специальный адрес электронной почты, куда можно будет пожаловаться, если эта система не работает. Например, даже у меня есть парочка примеров, когда органы опеки “отфутболивали” наших граждан, которые в период карантина этой самой пандемии приходили к ним, или обращались с просьбой что-то там запросить, ну, сломалось у них межведомственное взаимодействие! Как пишется, так и работает. Но продолжим!

Удаленка, удаленка, ты почти как кинопленка! Или другой пирожок стихотворный тут нужно будет обязательно употребить, потому что слово это вошло в нашу жизнь совсем недавно, но теперь удаленкой совершенно спокойно пользуются все и понимают, что это такое. Действительно, два-три месяца назад, когда нас сажали на карантин, или как бы он там ни назывался, все начали работать на этой самой удаленке. Теперь об этом решили написать и в трудовом кодексе, потому что, ну, как это так, предмет есть, слова — нет. Теперь удаленная работа будет отрегулирована Трудовым законодательством. Никаких особенных новелл здесь нет, но, разве что, можно заключать договор дистанционно, и это хорошо. И на что стоит обратить внимание юристам — заключенным он будет считаться в месте нахождения работодателя, что важно для того, в какой суд будет обращаться работник или работодатель, если до того дело дойдет. Ну а так, в целом, просто описали то, что есть и так. 24 часа в сутки онлайн — такое не должно быть прописано в трудовом договоре. Ну, не должно быть прописано, и как будет в реальности, мы с вами еще посмотрим, но попытка отрегулировать то, что появилось как ответ на вызовы времени, это, как мне кажется, — хорошая вещь. И появилась довольно быстро. Вот за это законодателю спасибо!. Ну и я думаю, что эта инициатива, все-таки, пройдет, поскольку внесли ее высшие руководители Единой России, спикер Володин и Валентина Матвиенко, поэтому, думаю, что за правительством дело не заржавеет, поддержит, еще и как! 

В этом году много чего необычного, в том числе и Единый Государственный Экзамен. Начнем с того, что сдавать его не обязательно всем, а только тем, кто собирается поступать в ВУЗы. Остальным поставят оценки, исходя из того, что они там научились в течение учебного года, или, вернее, в течение того, что от него осталось в этом году. Но те, кто хочет поступать в ВУЗы, сдают ЕГЭ по соответствующим профильным предметам и подают документы в ВУЗы. Как обычно, это можно сделать в пять ВУЗов по трем направлениям подготовки, и дальше тут вот начинается необычное, и, как мне кажется, довольно прогрессивное. Ну, например, можно подать все документы через портал государственных услуг, как он называется — “суперсервис поступления в ВУЗ”. Вот этот термин — “суперсервис”, не знаю, что он означает, но он использован в нормативном акте. Тем не менее, подав документы, заявив о том, что вы хотите поступать в тот или иной ВУЗ, больше ничего делать не нужно. Результаты Единого Государственного Экзамена ВУЗ получит самостоятельно и самостоятельно примет решение, исходя из реальной ситуации, поступили ли вы в этот ВУЗ или нет.  Документы нужно сдать с 20 июня, то есть, процесс уже начался, до 18-го августа. И с 19-го августа, смотрите, как быстро, вот что значит электроника, ВУЗы уже скажут, кто зачислен, а кто не зачислен. И, соответственно, до 23-го августа абитуриент должен решить, в какой же именно ВУЗ он пойдет. Там, наверное, будут еще и вторые потоки зачисления, и так далее. Все, что, как и было раньше, просто в сокращенные сроки. Надеюсь, в этом году справятся, и те, кто собирался учиться с первого сентября, так и начнет учиться в обычном порядке. Еще раз, подытожу: в этом году ЕГЭ сдают только те, кто собирается поступать в ВУЗы. Он им там нужен. Остальным оценки поставят по результатам обучения без всяких экзаменов. То же самое касается и девятиклассников, которых ГИА, или как там оно теперь называется, тоже не ждет. Оценки, слава богу, поставят так. 

Следующая новость — не вполне нормативного свойства. Ну, в том смысле, что никакого нормативного акта пока не издано. Пока это только предложение. Департамент транспорта столицы и Максим Ликсутов предлагают изменить время начала работы в большинстве или во многих организациях. Пусть, говорят, работают с шести утра, семи, там с двенадцати, с одиннадцати. Давайте размажем утренний час-пик на вот несколько часов. Это позволит сильно сэкономить на транспортной инфраструктуре, которая сейчас в Москве работает, ну, практически на пределе возможностей. Идея, в принципе, хорошая. Вспоминается только, что в советское время в Прибалтике и в Минске, по-моему, уже проводились эксперименты, когда организации начинали работу не в 9 утра все сразу, или в 8 утра все сразу, а с разбегом в час-два в разные стороны. Были и ситуации, когда можно было приходить на работу попозже на час, или пораньше на час, суммарный учет рабочего времени и много других вещей, связанных с тем, что советская транспортная инфраструктура не справлялась с перевозками рабочих до заводов, или в центр города в офисы, или что там тогда — конторы были. Но сегодня, видимо, эксперимент решили повторить. Давайте попробуем “размазать” этот утренний час-пик. Еще раз повторю — ничего плохо в этом нет.

Мне кажется идея здравой. Вопрос только в том, как будут стимулировать вот это вот самое “размазывание”. Если предложат работодателям это сделать на добровольной основе, то — вполне интересный эксперимент. Если брать конкретную организацию, то, может быть, ничего плохо и нет, чтобы начинать работу в 11 утра, например, в дизайнерском бюро. Ну, они и так, признаться честно, работали не с 7 часов утра. Или, напротив, где-нибудь поработать пораньше, в какой-нибудь организации. Все это вполне возможно. Например, у нас в Команде адвоката Жарова рабочий день начинается не в 9 утра, а в 9:15. За 15 минут ничего особенного не сделаешь, но сотрудники, которые добираются на работу, не попадают в утренний час-пик, проходят буквально между струек, ухитряются даже иногда посидеть в метро, потому что поезда еще ходят в большом количестве, а поток уже основной схлынул — все торопятся к девяти, а не к девяти пятнадцати. Ну, так же можно торопиться и к десяти, и к одиннадцати, в принципе, ничего плохого в этом нет. Вопрос только в том, еще раз повторю, как к этому будут обязывать, если будут.

Если мы берем большое предприятие, которое, например, начинает работать не в девять, а в десять, ничего в этом страшного нет. Ну какая разница, во сколько включать станок? Но если речь идет о государственных организациях, которые будут работать не с восьми часов утра, как это сделал, придя на свою должность, мэр Собянин, а там, например, с одиннадцати, то это не всегда будет удобно для горожан и для смежников — для тех, кто с ними работает. Ну, если взять, например, суды, то не может же Зюзинский открываться в восемь, а соседний Черемушкинский — в десять. А, например, СИЗО в одиннадцать вообще, откуда должны доставить арестанта для того, чтобы сделать его подсудимым. Такое — совершенно невозможно. Поэтому государственные органы и организации, как мне кажется, должны работать в одно время, чтобы нам, гражданам, было удобно, и тем, кто взаимодействует между собой, тоже было понятно, что по четвергам вот мы можем рассчитывать прийти в эту организацию и встретить улыбающегося человека на стойке приема. Ну, по крайней мере, встретить человека в принципе.

Ну еще пару моментов, конечно же, не юридических. Если изменять время начала работы, например, на пораньше, то встает вопрос, во сколько же открываться должно метро? Мы, может быть, в принципе и готовы приехать на работу к шести утра, но столичная подземка открывается в 5:30. И будут ли успевать все приехать — большой вопрос. То же самое и с вариантами попозже, ну, просто может не хватить транспорта для приезда к этому времени. И еще один момент: например, как быть с родителями, если все рассчитано на то, что родители начинают работу в девять часов утра, или там в восемь, школы открываются, детские сады, то что будет, если родитель начнет работать в шесть утра? Кто будет отводить ребенка в детский сад? Или мы детский сад сделаем круглосуточным? В принципе, ничего невозможного нет, но эти последствия тоже необходимо просчитать. Надеюсь, что все эти обстоятельства продуманы или будут продуманы. Во всяком случае, я не припомню, чтобы от Максима Ликсутова выходили какие-то решения, которые были уж чрезвычайно неправильными. Надеюсь, что и в этом случае все будет хорошо. Может быть, в час-пик и в метро можно будет присесть, ну, в хорошем смысле этого слова. 

Ну что, друзья, на сегодня повестка исчерпана. Правовой анализ реальности для вас провел адвокат Жаров. Мы встретимся с вами через несколько дней, чтобы продолжить наши упражнения, а, может быть, чуть-чуть раньше, потому что я бы хотел поговорить с вами о поправках в конституцию. Правильнее говорить, о поправке в конституцию, голосованию по одобрению (или неодобрению — кто как хочет), которое ждет нас 1 июля или немножко раньше. Поговорим об этом! До встречи!