Создаём практику применения Конвенции о похищении детей

Я уже писал про это в подробностях, как и что применяется.  В теории. Как будет на практике, никто сказать не мог до последнего времени. Более того, первые применения Конвенции были… Какое бы слово подобрать? Удивительные они были.

Тверской районный суд города Москвы (а у нас всего десяток судов по всей стране рассматривают такого рода дела) принимает решение: вернуть ребенка в Италию отцу, потому, что мама от него, якобы, «сбежала» в Россию с ребенком.

Проблема — не в фактических обстоятельствах дела (но и  их истец, по сути, не доказал), а в применимости Конвенции к такого рода отношениям вообще. Дело в том, что Италия не признала присоединение России к указанной Конвенции. И  это значит, что к отношениям Россия — Италия данная Конвенция неприменима. Тем не менее, суд просто ввели в заблуждение, долго «играясь» умными словами, что, мол, если подписали — то и применима. Это не так.

Сама Конвенция — общие правила игры, а признавать саму конвенцию между двумя странами — дело каждой из стран. И там бывают очень интересные конфигурации, и, больше чем уверен, Италия не будет торопиться подписывать такое признание с Россией. Да и вообще, при нынешней «теплоте» взаимоотношений России с миром, ожидать массового признания оставшихся стран, как мне кажется, не приходится.

И, тем не менее, Тверской суд эту Конвенцию применяет. На сайтах в интернете (итальянских, разумеется) появляются радостные сообщения: мол, Конвенция не действует, но русские суды всё равно её применяют, ура, ура!

В Пятигорском городском суде сейчас рассматривается ещё одно дело, где тоже речь идёт о перемещении ребенка из страны, которая такое присоединение (в период перемещения) не признавала. И представитель истца очень уверенно «размахивает» «Тверским прецедентом», несмотря даже на то, что в силу он не вступил.

Мы его обжаловали. Основания для жалобы состояли, в сущности, в том, что Конвенция эта неприменима к отношениям Италия — Россия, а значит, рассматривать её по Главе 222 ГПК РФ — нельзя, и надо применять обычное законодательство, и обычную подсудность.

Решение это — насколько я могу быть уверен в законе — и не могло вступить в силу, поскольку мы вполне обоснованно считали, что апелляционная инстанция его «опрокинет». Так и произошло. Сегодня судебная коллегия по гражданским делам приняла решение об отмене решения Тверского районного суда города Москвы от 16 июля 2014 года, и о принятии нового решения по этому делу: истцу отказано. Ребенок остается с матерью в Москве.

Теперь родители будут выяснять отношения уже в другом районном суде, в рамках «обычного» процесса об определении места жительства ребенка.  И мы им, разумеется, поможем.

Надо сказать, что это достаточно знаковая наша победа, устанавливающая практику рассмотрения дел по данной Конвенции. Мы, честно, горды!