Почему российские суды хотят всех посадить? И что с этим делать?

Почему российские суды хотят всех посадить?

Вы наверняка не раз слышали, что в России оправдательный приговор – это нечто из области фантастики. Их практически нет. Я абсолютно согласен: меньше половины процента (примерно 0,4%) – это совершенно не серьёзный показатель. Но на самом деле не всё так печально, как кажется.

Если я оказался на скамье подсудимых, меня обязательно посадят?

Конечно, если вы оказались на скамье подсудимых, я не рекомендую обманывать самих себя и надеяться на чудо: скорее всего, вас ждёт обвинительный приговор. Потому что следователь, дознаватель, прокурор, потом прокурор, который поддерживает обвинение — все работали для того, чтобы доказать вашу вину. Скорее всего, они – эти четыре, пять, а может, и пятнадцать человек – абсолютно убеждены, что вы действительно виновны. Что вы и правда совершили преступление, в котором вас обвиняют: украли у кого-то кошелёк, зверски избили старушку или сделали ещё что-нибудь подобное. Наверное, у них были какие-то основания нехорошо о вас думать. Поэтому удивляться тому, что приговор будет обвинительный, не приходится.

Другое дело, если полицейские схватили вас случайно, и никакого отношения к совершенному преступлению не имеете. Как правило, в таких случаях российских суд не делает оправдательный приговор – он никому не нужен: судье лишняя работа, да и прокурор будет чувствовать себя неудобно. Поэтому, если судья приходит к выводу, что вы действительно непричастны к данному делу, материал отправляют на доследование. То есть, возвращают в прокуратуру. И там дело тихо «помирает». Иногда перед вами даже извиняются. Но оправдательных приговоров как таковых очень мало.

Как выбирают меру пресечения? Что на это влияет?

Конечно, существуют определённые правила избрания меры пресечения. В некоторых случаях она избирается почти автоматически в зависимости от категории дела. Некоторые категории, кстати, допускают, что вы останетесь на свободе и будете свободно перемещаться по городу.

Во многом то, какую меру пресечения для вас изберут, зависит от тяжести преступления, в котором вас обвиняют, и от обстоятельств, при которых вы попали в правоохранительную систему. Не менее важны доказательства того, действительно ли вы причастны к этому преступлению – достаточно ли они сильны? К тому же, есть ряд сопутствующих факторов: имеется ли у вас постоянная регистрация в городе, где вас задержали, есть ли у вас место жительства, постоянная работа, семья т. д.

Все эти факторы учитывает сначала следователь, который обращается в суд, чтобы вас арестовали. Затем – прокурор, который поддерживает или (так тоже бывает) не поддерживает следователя. И, наконец, судья, который выносит соответствующее решение. Именно поэтому на этой стадии вам необходим адвокат: он поможет вам сориентироваться. Нужно как можно быстрее собрать документы, которые убедят представителей закона, что вы не собираетесь скрываться от них и будете сотрудничать со следствием. Или что вы вообще не имеете ко всему этому никакого отношения.

Почему за смертельное ДТП отправляют под домашний арест, а за кражу бутылки виски – в СИЗО?

Здесь тоже всё просто: есть преступления умышленные, есть преступления неумышленные. И ДТП, даже со смертельным исходом, – это преступление неумышленное. Ведь никто не собирался преднамеренно давить машиной людей, тем более насмерть. А вот если вы украли в супермаркете бутылку дорогого виски (именно дорогого, потому что если украдёте дешёвое, то и уголовного дела никакого не будет), это уже будет умышленное преступление – вы ведь это специально сделали. Поэтому при некоторых обстоятельствах суд может посчитать, что единственный возможный вариант – отправить вас за решётку. Например, если у вас нет места жительства, или вы – рецидивист (по данной категории дел), или пытались скрыться от следствия и уже несколько раз не приходили на допросы. Всё это может привести к тому, что вас арестуют.

Суды на Западе более гуманны? Или там просто закончились места в тюрьмах?

Всё-таки Запад – понятие, что называется, растяжимое. И правосудие где-нибудь в Португалии и, скажем, в США – принципиально разные вещи. В США процент заключённых примерно такой же, как у нас. В этом смысле что Америка, что Российская Федерация – достаточно жёсткие страны.

Поэтому я бы не стал говорить о том, что во ВСЕХ странах Запада правосудие более гуманное, чем у нас. Всё-таки, есть разные государства и разные правила в них, есть разные общества и разное понимание справедливого и несправедливого. Это приводит к тому, что, например, в странах Ближнего и не очень дальнего Востока вас могут поколотить палкой по пяткам и отпустить, а в Таиланде – дадут пожизненный срок за даже грамм героина. В России будет так, в США – как-то иначе: всё это – особенности страны и общества, в котором приходится жить гражданам этой страны.

Почему в России так мало оправдательных приговоров?

Я уже говорил, что наша система не любит признавать свои ошибки, да ещё из-за этого делать лишнюю работу. Проще «похоронить» дело где-нибудь на доследовании и спустить всё на тормозах.

Но ведь дело не только в оправдательных или обвинительных приговорах. Дело в том, что в России существует глобальная проблема, имя которой – избирательное правосудие. Например, в ситуации с кражей адвокат ещё может защитить вас, отстоять ваши права, добиться справедливого наказания. Действительно справедливого, которое будет зависеть и от того, что именно вы совершили, и от того, какая вы личность – ведь суд оценивает и то, и другое. Во всяком случае, должен.

Но с делами о наркотиках и, тем более, с политическими делами суд разбирается немножко по-другому. Здесь уже не смотрят ни на вашу личность, ни на ситуацию, в которой вы оказались. Суд услышал слово «наркотики» — значит, будете сидеть. Взяли вас по политической статье — всё, вы считаетесь политически неблагонадёжной личностью и, скорее всего, вас так же ждёт наказание. В таких ситуациях рассчитывать на объективность и, тем более, снисхождение правосудия не приходится.

Но по другим категориям дел это вполне возможно. Например, в случае с кражами удавалось добиться передачи дела для составления протокола об административном правонарушении. То есть, вместо уголовного наказания получить административное. Такое возможно, если кража была действительно малозначительная, а дознаватель переусердствовал, оценивая стоимость бутылки коньяка.

Или, допустим, при расследовании дела о ДТП становилось понятно, что нарушитель и виновник аварии – не тот человек, которого привлекают за это к ответственности, а кто-то другой. И тогда дело отправлялось на доследование, и результат был совсем другой.

Бывали и случаи, когда человека освобождали от ответственности по статье, связанной с дорожно-транспортным происшествием, и привлекали дорожные службы. Потому что на самом деле причина аварии – не нарушение правил дорожного движения, а плохое состояние дорожного покрытия.

Всё это было и в моей практике, и в практике моих коллег, и, как мне кажется, вполне вписывается в понятие справедливости. Но иногда решения бывают и несправедливые. Самый свежий пример – приговор блогеру под ником MELLSTROY, который избил в прямом эфире модель Алёну Ефремову (сейчас дело по её защите находится в моём производстве). Этот приговор – нечто за гранью добра и зла: суд назначил этому самому MELLSTROY исправительные работы. Конечно, такой приговор несправедлив, и он будет обжалован уже со стороны потерпевшей. Сейчас дело передаётся в Пресненский суд, и я надеюсь, что там справедливость восторжествует: наказание будет адекватно содеянному.   

Но отрицать не буду: довольно часто наши суд перегибают палку в сторону обвинительного уклона. На самом деле, здесь нет ничего удивительного – достаточно посмотреть, откуда берутся судьи. Как правило, судья по уголовным делам – это или бывший следователь, или бывший прокурор, или (в самом «лучшем» случае) бывший работник суда. Откуда в таких условиях взяться гуманному правосудию?

Поэтому, что называется, имеем то, что имеем. Судебная реформа назрела уже давно, но, к сожалению, никто не знает, когда она состоится. Пока что приходится как-то подстраиваться под существующие условия. Поэтому, если вы попали в судебную систему, я настоятельно рекомендую вам обратиться к адвокату. Например, ко мне – в Команду адвоката Жарова. Вы можете записаться на консультацию на удобные для вас дату и время: в назначенный час я выслушаю вашу проблему, помогу разобраться в ситуации и расскажу, что нужно делать дальше.

Ваш адвокат Антон Жаров