Вот, вся эта история с Немовым. Понятно, что все хорошо отпиарились. И чемпион нараздавал интервью. Общество побурлило… Но главный, на мой взгляд, итог — серьезный урон был нанесен и репутации… государства.
Сейчас разберёмся.
Вот, к примеру, полиция. Это профессиональный институт, который на деньги и по поручению государства занимается охраной общественного порядка. У полиции есть четкие правила. Над ней есть надзорные органы. И есть порядок обжалования ее действий (хороший или плохой, но законный — есть).
Бывает еще милиция. В правильном значении этого слова это некая народная организация, которая тоже занимается охраной общественного порядка. И над ней есть контроль, и она формируется не с кондачка.
И есть так называемые «добровольные помощники». Они могут лишь указать человеку, что тот поступает неправильно, и посоветовать исправить ситуацию. В роли добровольного помощника может выступить любой сознательный гражданин.
Вот, скажем, замечает такой человек, что впереди идущий бросил окурок на мостовую. Внутри (и это естественно) вскипает желание навести общественный порядок. То есть — привести общественный порядок — в порядок. Простите за тавтологию.
Он говорит: «Парень! Бросать бычки на мостовую — это нехорошо. Подбери, пожалуйста!» И это, собственно, все, что поборник порядка вправе сделать.
Дальше вариантов два. Например, прохожий подберет окурок и отправит его в мусорку. Но у нас в России, скорее всего, завяжется дискуссия на тему того, что «я не вижу рядом урны, а здесь и так грязно…» и т.д. Но все равно диспут начнется. В каком-то количестве случаев (автор тут опирается на свою жизненную статистику) возникнет ситуация, когда сознательному товарищу просто нахамят и пошлют куда подальше. Да и лицо запросто могут набить.
Во всяком случае — открыть рот и сказать слова — вот тот предел, до которого чуткий к соблюдению закона гражданин может дойти. А дальше, как говорится, ваше право размахивать кулаками заканчивается у кончика моего носа.
То есть когда мы видим какое-то нарушение общественного порядка, правонарушение, преступление, то наше право вмешаться в ситуацию заключается ровно в том, что мы должны сообщить об этом людям, которые имеют законное право об этом «позаботиться».
Влезая, тем не менее, в такую ситуацию, мы должны, во-первых, понимать, что рискуем здоровьем и, может быть, даже жизнью. Во-вторых, что наше противодействие преступлению, каким бы они ни было, должно быть не больше, чем само преступление. Это принцип необходимой самообороны.
Поэтому, вмешиваясь самостоятельно в ситуацию, когда что-то идет не так, мы можем нарваться и на неприятности юридического, и физического характера.
Вот вы выгуливаете собаку, а она нагадила на тротуаре. Некий гражданин делает вам замечание. Ваши действия: убрать за псиной, проигнорировать советчика или послать его. Если этот гражданин оказывается полицейским, вас накажут и за собаку, и за оскорбление «при исполнении». Но может быть и так. Обиженный вашим отношением прохожий не удержится и измажет вам лицо или костюм тем самым, что вы не убрали за собакой. Он же — за справедливость! Да. Но тогда он тоже получит в этой ситуации гражданско-правовую а, может быть, и уголовную ответственность. Обязательно. Потому что он занимается самоуправством.
И возникает интересный момент. Я бычок кинул, кучу моя собака наложила, я не там припарковался… Да, нарушил, виноват! Но тот, кто дал мне за это, грубо говоря, в морду, испортил мое имущество — совершил самостоятельное правонарушение.
Теперь вернемся к «стоп-хамам». Что они делают? До те пор, пока они вежливо стучат в окно вашей машины и вежливо же осведомляются, когда вы соизволите перепарковаться, они выступают в рамках правового поля. И их можно назвать хорошими гражданами, которые поступают просто замечательно.
Но в тот момент, когда они начинают лепить вам нечто на стекло или просто на машину, провоцируют вас, снимая все это на камеру, тогда — на мой взгляд — происходит не что иное, как хулиганство. Проявление неуважения к обществу.
Почему к обществу? Сейчас объясню.
Если тебе кажется, что человек нарушил правила парковки — зафиксируй это на фото или видео, собери свидетельскую базу, отправь в полицию, дай показания сам. Это единственный законный путь.
Если кто-то совершил что-либо противоправное (испачкал, неправильно припарковался, убил и т.д.), во всех наших законах есть определение того, какое именно наказание он должен за это понести. Это прописано в соответствующем кодексе. Только так и никак иначе.
Но когда ты начинаешь при стечении народа, снимая это на камеру, провоцировать водителя на скандал, желательно на драку, ты не за закон радеешь. Ты снимаешь ролик о том, какой ты крутой. И как ты смело подменяешь собой закон. И подаешь пример другим. И подрываешь веру в справедливость. Подменяешь собой государство. Действуешь от имени общества, а оно тебе такого права не давало, а ты его взял сам и тебе за это — ну ничегошеньки нет!
Это есть самоуправство и звонкая, хлесткая пощечина обществу.
Еще раз. Да, имярек совершил административное правонарушение. Но наказывать его за это должен не ты. И не в том размере, в котором считаешь нужным. Сообщи в полицию. Она на то и существует. Иначе ты тоже преступаешь закон. Сознательно и цинично.
Что касается ребенка в машине в ситуации с Немовым (если он там был, и если он там испугался). Это просто добавляет ужаса в произошедшее. Но квалификацию деяния стопхамов не меняет.
Если стопхамы полагают, что можно так себя вести, потому, что Путин разрешил, пусть остынут. Никаких законом выданных индульгенций у них нет. А насчет того, кто и где неправильно припарковался, дело тоже не всегда очевидное. Я могу как адвокат привести массу примеров, когда такая парковка будет являться вполне в рамках закона. И устанавливают это — по закону — только сотрудники полиции, а не «сознательный граждане». Если действовать иначе — ответсвенность того же Немова за правонарушение так и не наступит, а вот дискуссия о том, кто кому хам — ещё как.
Грустно, что выпады стопхамов когда-нибудь кончатся большой трагедией. Они ведь вполне могут проявить неуважение к какому-нибудь отчаянному гражданину, способному и кулаком мощно двинуть, и ствол выхватить. Не все ведь голову включают. Бывают и безбашенные. Но пока этого не произошло, стопхамство будет продолжаться. Хотя, мне подсказывают, в Питере, в них уже стреляли, и даже метко… Ну, что ж. Видимо, дожидаются ещё более метких выстрелов.
Лично мне стопхамы очень напоминают разнообразную нечисть из «окупай-педофиляй». Те ловили «педофилов на живца», били, унижали, снимали на видео, мочой обливали и т.д. Или ребят, которые бьют бомжей, потому что те плохо пахнут и вообще грязно выглядят. Это вещи, сущностно, одного порядка. Во всех случаях, некто решает быть важнее, чем закон. Круче, чем закон. Правильнее, чем закон.
Просто стопхамы более умело прикрываются видимостью законности, пытаясь подменять собой правоохранительные органы. Такая игра «Зарница» с деревянными автоматами, кажется им.
Подскажу идею. Вот если они придумают механизм, как удобно фиксировать эти правонарушения и сообщать об этом в ГИБДД, то честь им и хвала. Особенно, если заставят и ГИБДД работать.
Но они, по всему видно, не готовы к этому, потому что такая деятельность не даст им нужного масштабного пиара. А им необходимо шоу. А уж какими бумажками это всё обклеивается, не суть.
Сухой остаток.
Нарушение правил дорожного движения — административное правонарушение. За него положено какое-то наказание. Наличие правонарушения устанавливает сотрудник ГАИ, он же, зачастую, выносит решение о размере наказания. Это — единственно правильный путь. Никакой другой законным не является.
Когда кто-то, неважно чем оправдываясь, заявляет, что он будет каким-то своим образом наказывать правонарушителей, помимо государственного аппарата — это самоуправство, может быть даже преступное. Люди, которые сами решают, как они будут наказывать правонарушения других людей (без закона, без контроля, без данного им законом права) — сами правонарушители.
Приклеить на машину что-то (да ещё и с обидными словами) — уже нанесение её ущерба (пусть и очень маленького), деяние противоправное; приставание к гражданам (а чем ещё является вот это вот всё, происходящее под камеры?) — противоправно; публичное занятие противоправной деятельностью (да ещё и на камеру) — подпадает под понятие хулиганство, поскольку выражает явное неуважение к обществу, как минимум.
Но поскольку всем вот это всё юридическое месиво размазывать лень, и дорого — оно продолжается. Иногда выскакивает кто-то горячий с берданкой, а так, пиарятся ребятки.
Правильное поведение для водителя, попавшего в такую ситуацию? Выйти, аккуратно содрать, поехать дальше. Не замечать. Не разговаривать. Не участвовать в реалити-шоу, на которое вы не подписывались.
Не ваш это праздник. Ну, и нечего подыгрывать этим клоунам.