Где взять своего адвоката

Ну да, просто мне советовать: чуть что, дожидайтесь СВОЕГО, ВАШЕГО адвоката, не берите того, что предлагает следователь. Советовать-то хорошо, но если — три раза тьфу! — накроет, где его брать быстро?

Попробую пояснить по порядку.

Что?

В бытовом смысле «адвокатом» («аблокатом») называют любого юриста, взявшего на себя наглость выступить в суде или дать вам консультацию. Я даже знаю парочку людей вполне себе практикующих в судах, но не имеющих при этом даже юридического образования. Те, кто им доверяется, может быть искренне считают и называют их адвокатами.

Они не адвокаты.

Адвокат — это специально обученный, сдавший специальный экзамен, и получивший удостоверение человек, обладающий не только знаниями и навыками, но и рядом полномочий, в силу своего статуса адвоката.

У адвоката должно быть красненькое такое удостоверение, где написан его номер и то, в какой палате адвокатов (субъекта федерации) он состоит. В какой — вам совершенно неважно. Вот, я состою в Московской адвокатской палате, через дорогу от нас практикует адвокат, состоящий в АП Дагестана, знаменитый теперь адвокат Полозов состоит в АП Московской области. Это неважно. Но удостоверение должно быть (и должно быть вам показано по вашей просьбе).

Второе. Адвокат состоит не только в Адвокатской палате, но и в коллегии, бюро, или в своем собственном кабинете. Эта структура, хотя и не имеет никакой власти над адвокатом — но именно туда (в бюро, коллегию или в кабинет) вы будете платить деньги. И именно эта структура (в случае кабинета — сам адвокат) будет отвечать, что из внесенного вами аванса не будет списано больше, чем адвокат «отработал».

В уголовном деле вам «пригодится» только адвокат! Никакие «юристы», какие бы они ни были семи пядей не подойдут — их не пустят в СИЗО, от них отмахнется, как от мухи, следователь… Итак, важное — адвокат должен быть адвокатом.

Какой должен быть адвокат? Тот, которому вы доверяете. Больше нет никаких других моментов. Почему? Потому, что квалификацию адвоката вы, в общем случае, проверить не сможете (все они — с высшим образованием, а наличие степени доктора наук еще не значит, что он хороший защитник…) Опять же, степень внешней успешности — не 100% показатель. Скажем, с последним на сегодняшний день своим доверителем (простите, так вышло) я встречался в джинсах, а не в «тройке»… Минимальное требование — наличие собственного офиса. Встречи в кафе или в других приспособленных местах — как-то не комильфо.

Адвокат должен говорить понятным вам языком, объяснять, если не понятно и не быть для вас неприятным. Ещё раз: доверяете ли вы ему — или нет — главное мерило.

Потому, что если он «не знает» — может выучить. А если вы ему не доверяете… Вы что, сумасшедший? Вверять свою жизнь и судьбу тому, кому вы не доверяете?!

Рекомендации друзей — вещь важная. Но надо понимать, что то, что этот конкретный адвокат кому-то что-то «выиграл» или «проиграл» — ничего не говорит о том, что будет в вашем конкретном деле. Зато знакомые и друзья могут поделиться с вами своим мнением: доверяли ли они этому конкретному адвокату? Расспросите, как им с ним работалось? Понимали ли друг друга? Все ли было ясно? Как он относился к вашим знакомым, когда те были доверителями? Вот на это обратите внимание. «Игры» и «выигрыши» — могут быть разными, и разными причинами вызванными, доверие — или есть, или нет.

Важные «не».  Приличный адвокат не может стоить дёшево (чего ради востребованный человек будет за 2 копейки работать?), но, разумеется, даже самый плохонький может выкатить огромную сумму… Но наоборот — никогда. Приличный адвокат никогда не будет вам ничего обещать, кроме того, что он будет честно вести дело. «Обязательно вытащим вашего сына», — бегите оттуда. Просто собирайтесь — и к следующему. Приличный адвокат никогда не будет намекать на возможность ему «решить вопрос» неправовыми методами. Адвокат — не носильщик чемоданов с деньгами, это — другая профессия, и не надо смешивать. Можете «решать» — решайте. Сами. Приличный адвокат никогда не будет работать «от выигрыша». Потому, что он или сделает всё, чтобы защитить вашего брата, сына, мужа — или нафиг другой вам адвокат? Кого можно обмануть морковкой, вывешенной впереди носа? Осла? Вас устроит адвокат — осёл?

Где?

Адвокаты водятся в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и в собственных кабинетах. В принципе, если на улице видите надпись «Адвокаты» — можно заходить (проверьте с порога, адвокаты ли — или юристы под видом адвокатов…) ..

У порядочного адвоката нет вывески на пол-дома, не стоит штендер у метро, не раздаются листовки с «бесплатными консультациями». Почему? Потому же, почему к хорошему доктору записываются за месяц, а то и больше. Но у порядочного адвоката (или у его коллегии) всегда есть сайт. Почитайте, что он сам о себе пишет, посмотрите на фотки, проанализируйте, что за статьи на сайте, что этому адвокату интересно самому — про ваше ли это дело. Конечно, надо «делить на восемь», может быть, он и прихвастнул где, но первое впечатление — сложится…

Спросите всех своих знакомых вокруг. И не только потому, что я писал выше про доверие, но ещё и потому, что приличный адвокат вас «с улицы» скорее всего поостережется брать… Выбирая между «чужим» клиентом с улицы и «рекомендованным», пусть и с более сложным и трудным делом — я, например, всегда выберу «рекомендованного». Потому, что есть ощущение, что рекомендованный приличным человеком сам окажется приличным человеком. А адвокату тоже время терять и силы на неприличного — не хочется.

Ни в коем случае не стоит начинать поиски с ближайших к суду или следственному органу адвокатов. Почему? Ну, подумайте сами, почему они так долго так рядом с судом? Нельзя (!) никогда (!) работать с адвокатом, «рекомендованным» следователем, судьёй, полицейским…

Звоните по телефону, указанному на сайте, записывайтесь и приходите на прием. Именно таким образом попадают на прием даже к Генриху Падве и Генри Резнику. Не надейтесь, что с вами быстренько все решат по телефону, по телефону быстро только отказать можно. Приходите!

Стоит ли добиваться «знаменитых» адвокатов?  Нужно понимать, что у таких «ребят из телевизора» ставка может оказаться достаточно высокой. И загрузка — тоже. Хорошие ли они при этом адвокаты? Ну, вероятно, да, поскольку дела их все на виду — совсем идиотом оказаться в такой ситуации довольно сложно…

И да! Павел Астахов — давно уже чиновник, а не адвокат. Как и г-н Барщевский.

Когда?

Быстро! Перед первым допросом могут ждать сутки (собственно, на первом допросе можно просто отказаться давать показания). Любое другое следственное действие может быть отложено на 5 суток для того, чтобы именно ваш адвокат освободился, выздоровел, смог приехать…

Поэтому план действий такой: бегом, пришли, познакомились с адвокатом, обсудили кратенько, поняли: доверяю-не доверяю, пошли дальше, к следующему — или заключили соглашение.

Разумеется, лучше как-то до возможных проблем (если уж они ощущаются) познакомиться со своим адвокатом, хотя бы обсудить с ним, возможно ли его участие в процессе в принципе, обсудить за столом в офисе, а не в кабинетике СИЗО… Телефон вашего адвоката должен быть у всех ваших родственников. Пусть лучше они его задолбают, чем вы, в самый сложный первый день задержания окажетесь без своего человека рядом.

Кто?

Или вы — до, или — ваши родственники, знакомые (но лучше — родственники) в тот самый момент, как понадобилось. Адвокат может заключить соглашение с вашим родственником, получить от него деньги, и уже в СИЗО получить ваше одобрение (или неодобрение) подписанного соглашения. Договоритесь, кто именно будет вашим доверенным лицом, если случится неприятность. Лучше, если это не отец или мама — как правило, в эту секунду родители серьёзно деморализованы…

Дорогие родственники, ниоткуда адвокат не появится — его надо найти. И если этот арестованный остолоп не позаботился об этом заранее — это ваша задача. Остальное — расскажет ваш адвокат. И о перспективах, и о возможностях и т.д.

Сколько?

Дорого. И сразу много. Надо понимать, что как правило, адвокат берет большой аванс за предстоящее дело, и вырабатывает его по мере течения времени. Я, например, предпочитаю, как наиболее адекватную, почасовую оплату, то есть час работал — за час работы списал из аванса. (Остался неотработанный аванс — вам его вернут).

Но аванс — нужен. И такой, чтобы адвокату не пришлось останавливаться посредине работы, напоминая, что ресурсы иссякли…

Может ли быть бесплатный адвокат? Может, за счет государства, приглашенный следователем. Ему государство заплатит что-то вроде 550 рублей за каждый день работы с подзащитным. Он, наверняка, будет честен и вполне себе стандартно выполнит свою работу: и дело прочитает, и в суде два слова скажет… Формально придраться к его работе вы не сможете. Но заставить его лишний раз (да и вообще раз) зайти в СИЗО на свидание с подзащитным? «Здравствуйте, бесплатный доктор! — Здравствуйте, неизлечимо больной пациент…»

Может ли быть адвокат, который сегодня работает, а деньги как-нибудь потом? Может. Внимание, вопрос: а что он будет кушать сегодня? Ах, с других дел? Ну, так можно и представить приоритеты в его работе: сначала «платные», а потом… А потом — потом.

Как правильно? Я неоднократно защищал детей, в том числе детей-сирот. Я делал это по самой своей минимальной ставке, но не бесплатно. И не буду бесплатно это делать впредь.  Правильно — это «кошелёк Романовой», или благотворительный фонд, или кредит. Но ожидать, что кредитором выступит сам адвокат? Мне кажется, это другая профессия. И не только мне так кажется.

Как использовать?

Нужно понимать, что адвокат — защитник, а не мальчик на побегушках или обслуживающий персонал. Это значит, что адвокат может придумать, как организовать защиту. Может даже непосредственно организовать запрос справок всяких, или связаться со специалистами, или проконсультироваться у профессоров. Может выработать, вместе с подзащитным, некоторую модель поведения, наименее опасную, довольно сносную. Может жаловаться на следователя или судью, может обжаловать их решения и действия, может жаловаться на условия в СИЗО и т.п.

Может — что тоже важно — приходить к подзащитному. Теоретически, хоть каждый день — но надо понимать, что это — дикая трата времени. Часто один адвокат — думает и пишет, а второй — ходит в СИЗО и согласовывает позиции. Да и просто — навещает, ведь свиданий родственникам, как правило, не дают…

Что не может адвокат? Заменить своей головой голову подзащитного. Если адвокат говорит: молчать, а тот — разговаривает, ну, что поделаешь? Все, что может сделать адвокат — дать совет, а воспользуются им или нет… Но как-то странно, сначала платить адвокату деньги, а потом просто игнорировать его советы, да?

Не может адвокат быть волшебником. Не может «скостить срок». Не может ничего пронести в СИЗО (ни бумажку, ни сигаретку, ни конфетку) для передачи подзащитному. Не может… Не может адвокат безостановочно «отчитываться» перед родственниками, как бы они не беспокоились… Доверитель у него — подзащитный, и именно с ним он и решает все вопросы, даже если за все платит кто-то другой. Не стоит ждать от адвоката, что он будет вам (родственникам) все рассказывать, или писать по малейшей вашей просьбе бумаги… Поймите — его задача… Его задача на своих, может быть не очень сильных руках, пронести своего подзащитного через всё, что предстоит, через СИЗО, через допросы, через судилище… Донести, не расплескав, по возможности здорового и живого. И это он, адвокат, каждый раз, переступая порог следственного кабинета видит глаза человека, которого он защищает… И это — непростая штука, сама по себе непростая…

И еще два важных момента. Первое. Никто не может сделать для защиты больше чем сам подзащитный. Как «утопить» себя, так и дать в руки профессионалу-защитнику материал для защиты. Думайте сами — прежде всего. Сами! Не говорите (!) — думайте.

Второе. Если в отношении вас возбуждено уголовное дело — ваша жизнь не останется прежней. И очень даже может быть, что единственным «мостиком» с реальной жизнью будет для вас на долгое время только адвокат. Ваш адвокат. Именно ваш, человек, которому вы доверяете.

Пожалуйста — это крайне важно, доверие.

PS: И отвечая Катерине Мурашовой: таки да, надо найти своего адвоката заранее. У семьи должен быть семейный врач, семейный психолог, семейный адвокат. У вас нет? Ну, у Вас, адвокат, Катерина, есть ;)