Наверное, в ближайшие день-два напишу большое про пресловутую «прописку» и органы опеки.
В Москве наступила новая «мода». Органы опеки, в сущности, восстановили понятие прописки. То есть теперь, даже если ребёнок (или опекун, или оба) живёт по факту на территории Москвы, но регистрация по месту жительства где-то в другом месте — отправляют туда.
Самым громким было южнобутовское дело, когда документы ребёнка и приёмных родителей отправили в Кемерово — там где у ребёнка стояла «прописка» (в детском доме).
Это делается не от большого ума.
Конечно, чиновникам удобнее использовать определение «место жительства» из того закона, из которого его им удобно использовать, а именно — «О праве граждан на выбор места жительства и места пребывания…». А не из статьи 20 Гражданского кодекса, откуда нужно его брать.
Подробную инструкцию по борьбе напишу, но кратко ситуация выглядит так.
Всё, что касается опеки над детьми — сфера семейного права. Если «не хватает» законодательства в семейном праве, установлено, что нужно использовать термины и нормы из гражданского законодательства.
Гражданское законодательство однозначно устанавливает (ст. 20 ГК РФ), что место жительства гражданина — место, где он постоянно или преимущественно проживает. Ни слова про «прописку»! Главное, где живёт по факту. Не раз, не два, и не двадцать, и Верховный суд, и Конституционный подтверждали, что именно такая трактовка («где фактически живёт») должна применяться. И что наличие или отсутствие регистрации по месту жительства не должно приводить к ограничению прав или возникновению обязанностей. По этим флагом отменяли всякие там лужковские попытки ограничить въезд в Москву, сборы за покупку квартир с немосквичей (да, было и такое!), и прочее… Проехали.
Иногда они возвращаются.
И в Департаменте труда и социальной защиты населения придумали «ход конём». Есть закон «О праве граждан на выбор места…» в котором устнавливается, что место жительства, в целях настоящего закона, определяется как жилое помещение, квартира, дом, и так далее, в котором гражданин живёт и где зарегистрирован по месту жительства.
Данный закон — относится к отрасли административного права, не заменяет гражданский кодекс, и описывает как, где, и в каком порядке государство регистрирует граждан по месту жительства и по месту пребывания. То есть, закон — не про место жительства, а про то, как в нём регистрироваться.
Почему чиновники делают вид, что они не понимают закон, понятно. Если сейчас всех «распихать» по регионам — бюджет вздохнёт спокойнее.
Мне кажется, надо обсуждать с Владимиром Аршаковичем Петросяном (записывайтесь к нему на приём, попавшие под раздачу!), почему это так получается у его подчинённых. И если там будет такая же реакция, как у шефа (помните крылатую цитату про «бумажки», которыми прикрываются?) — идти в суд. Пачками.
Инструкцию — напишу.