Павел Беседин: Привет всем. Сегодня воскресенье. Здесь простой человек Павел Беседин. Это я. И настоящий адвокат Антон Алексеевич Жаров. Сегодня мы поговорим о том, когда же закончится наконец этот гребаный карантин.
Антон Алексеевич, привет.
Адвокат Жаров: День добрый! И, как говорят, Христос Воскрес!
Павел Беседин: Воистину, как говорится. Но сначала предлагаю обсудить еще пару важных моментов, которые, конечно же, всех нас касаются. Первый из них это штрафы, которые уже выписывают в Москве и, наверняка, в других городах России. Вот на вчерашний день выписали штрафов на 50 миллионов рублей. Антон, скажи, можно ли будет с этими штрафами что-то сделать, например, обжаловать их после карантина или что-то можно сделать уже сейчас?
Адвокат Жаров: Безусловно, что-то можно сделать уже и сейчас, и с помощью адвоката подать жалобу дистанционно через почту России. Адвокаты могут до почты дойти и ее отправить, но проблема в том, чтобы выписать доверенность, например, на адвоката она существует, поскольку нотариусы работают в очень-очень усеченном режиме в настоящий момент. Но, разумеется, все эти штрафы можно будет обжаловать и после окончания всей этой истории и, разумеется, большинство из них выписано, как мне кажется, незаконно, необоснованно и могут быть потом обжалованы.
Я хочу сказать, что даже система государственная показывает, что все эти штрафы ни к селу, ни к городу. Например, в Татарстане очень много, практически большинство, штрафов, которые полиция приносит к мировому судье для того, чтобы тот принял постановление о том, чтобы этот штраф заплатил гражданин, эти дела прекращаются за малозначительностью. Это такой ответ более разумной судебной системы к системе менее разумной правоохранительной, потому что дуболомы из полиции готовы сейчас понаставить палок, я имею в виду, что выписать определенное количество протоколов по любому вопросу, в том числе и по этому. Мы, к сожалению, видим в роликах в интернете (на улице я пока не наблюдал такого, но я и по улице то не хожу как большинство из нас), что обоснованность штрафов в значительно большем количестве случаев выглядит весьма-весьма сомнительно
Павел Беседин: Скажи, человека останавливают на улице, ему выписывают штраф, он не может этому сопротивляться, не убегать же от полиции в конце концов…
Адвокат Жаров: А почему бы и нет? Почему бы не убегать от полиции? Почему вы не рассматриваете такой вариант ?
Павел Беседин: Потому что еще впаяют за побег, что называется.
Адвокат Жаров: Нет, нельзя за побег. Понимаете, если вы видите вдали полицейских, разворачиваетесь и быстро уходите в ту подворотню, которую они не знают, ничего страшного не происходит. То же самое, если вы убежите от них. Ну, догонят вас с криками “стой, стрелять буду”? Нет, никто не побежит за вами, скорее всего. Конечно, тут тоже требуется определенная разумность. Если вам уже сказали: “Гражданин, остановитесь”, в лицо, а не в спину, то надо останавливаться, а если вам кричат в спину, и вы быстро бегаете, то может быть ваши ноги вас и спасут от неприятной встречи.
Другое дело, что я вам сильно не рекомендую испытывать на прочность правоохранительную систему и смотреть как и на что они среагируют. Если вы можете отвернуться и уйти, то отворачивайтесь и уходите. Если вы не можете так сделать, то общайтесь вежливо. Требуют поехать в отделение, ну, поезжайте в отделение, что теперь делать. Выпишут на вас этот дурацкий штраф, потом по окончании карантина мы его оспорим. Потому что на сегодняшний день нужно сохраниться с почками, с печенью, с не выломанными руками и желательно, по возможности, здоровому и дома в теплой квартире, где нет коронавируса.
Павел Беседин: А проценты не набегут за это время, пока ты не будешь платить штраф в течение двух, трех или не знаю сколько месяцев?
Адвокат Жаров: На сегодняшний день вот так напрямую еще не было продления по делам об административных правонарушениях всех процессуальных сроков, но во всяком случае при такой экстраординарной ситуации, которая у нас сложилась с этим самым коронавирусом и с запретом выходить из дома, конечно, эти сроки будут восстановлены на подачу разного рода жалоб. Кроме того, посидеть и написать эту жалобу адвокат может и дистанционно, ну и отправить ее как-нибудь да справимся, то есть здесь вопрос только в техническом оформлении, как-нибудь разберемся как это сделать. Другой вопрос, что если вы окажетесь в отделении полиции, например, еще с пятнадцатью такими же товарищами, из которых, например, пять действительно будут инфицированы коронавирусом, находиться на карантине и его нарушать, то зачем вам с ними находиться в одном помещении? Оно вам зачем? Моя рекомендация — это поменьше спорить.
Павел Беседин: Вот про продление сроков ты сказал. Интересный момент, я уже знаю, что автосалоны продлевают машинам на гарантии сроки по бесплатному ремонту из-за коронавируса, люди адаптируются. Президент Путин на днях продлил действие просроченных паспортов, ты, наверное, видел эту новость. То есть, если у вас паспорт закончил действовать, с 1 февраля по 15 июля, если я не ошибаюсь, то он продолжает действовать дальше, ничего не надо менять. В связи с этим многие задают вопрос: не является ли дата “15 июля” неким таким намеком на окончание карантина или каких-то ограничений?
Адвокат Жаров: Конечно, является. Потому что какая бы не была у нас власть, как бы мы ее не ругали за некомпетентность, за то, что за много лет из нее вымыли профессионалов, но все-таки каким-то образом они какую-то дату себе ставили. Вполне возможно, что когда-то она и была 30 апреля, а теперь она может быть 15 июня. Я думаю, что это не 15 июля, по крайней мере, пока, поскольку тут дается как раз месяц гражданам на то, чтобы они как-то восстановили свои права. Я думаю, что логика была именно эта, поэтому как мне кажется на сегодняшний день власти по крайней мере для Москвы обсуждают дату 15 июня, но посмотрим куда это вырулит. Никто пока прогнозов никаких дать не может, поскольку никто еще в этой ситуации не жил, а гадать на кофейной гуще — это вот спорить, кто из экспертов угадает. Ну, кто-нибудь угадает.
Павел Беседин: Еще одна новость, которая была на днях, была в интернете. Германия заявила о том, что взяла вспышку коронавируса под контроль, и Ангела Меркель даже ослабила карантинные меры внутри Германии. И в России вслед появились новости, что по последним данным 60% людей по крайней мере в Москве, переносят коронавирус бессимптомно. Это результаты вот последних исследований тестов. Что это значит для России? Когда ждать отмены жестких ограничений у нас? Влияет ли на нас как-то опыт Европы?
Адвокат Жаров: Откуда же я знаю влияет или нет. Как мне кажется, на сегодняшний день очевидно, что власти находятся в почти истеричном состоянии и никто не знал, что делать. Сейчас они немного в себя пришли и началось то же самое, что было до коронавируса: изображение бурной деятельности и всяческое пускание пыли в глаза. Я не знаю насколько эффективен карантин, мне некого призвать тут к себе в эксперты. Мы живем с тем, с чем живем.
Вот у нас власти его объявили, мы должны сидеть вот на этой самой изоляции, мы не должны выходить из дома, мы должны сообщать о том, что мы идем куда-то дальше чем ближайший квартал до магазина и т. д. Я имею в виду электронные пропуска, которые уже окрестили электронными ошейниками, и справедливо. Так вот, все, что делается, мне начинает напоминать изображение бурной деятельности. Мне не кажется, что наши власти серьезно относятся к коронавирусу в принципе. Мне не кажется, что Президент достаточно серьезно к этому относится: вальяжно сидящий, за спиной камин, все хорошо, поздравляю вас с праздником, все будет замечательно, все под контролем. Мне не кажется, что это свидетельство о серьезности отношения к существующей проблеме. Мне не кажется серьезным отношение к коронавирусу, когда я вижу кадры из храмов, куда пришли все влиятельные люди мира сего, для того чтобы помолиться в пасхальное воскресенье на пасхальную службу. Эти люди Боженьку, а скорее всего собственного начальства боятся гораздо больше, чем любого коронавируса и совершенно искренне считают, что все эти болезни — это не для них, а для народа, для плебса, то есть для нас с вами. И поскольку это несерьезное отношение к коронавирусу транслируется с верхушки власти, то оно транслируется и вниз. Мы видим полицейских, у которых маски опущены ниже носа, а иногда и на подбородке болтаются. Мы видим врачей, которые даже не сбрили бороду для того, чтобы маска плотно прилегала. Я говорю о враче Проценко, который заболел коронавирусом, и у него уж точно были все способы защититься от этой болячки. Но тем не менее он не сделал элементарного. Поэтому мне кажется, что с коронавирусом еще будет у нас время разобраться что это такое, но серьезность отношения к нему со стороны властей не выглядит таковой. Мне кажется, что мы уже опять начали привычно делать вид, как это делалось много-много лет до этого.
Несколько дней назад я написал, что нужно, например, задуматься о тех детях, которые находятся сейчас в детских домах, ведь для них ситуация выглядит так: даже если они не заболеют или переболеют бессимптомно, то люди которые их обслуживают, переболеют точно все, как и мы с вами, но всё это время дети просидят в карантине, запертые в четырех стенах в лучшем случае в пределах территории. Поэтому нужно что-то сделать для того, чтобы эти дети оказались дома. Законодательство на сегодняшний день позволяет забрать ребенка домой под предварительную опеку, сделать это быстро, лишь бы органы опеки это дело проработали. У меня было такое обращение к Министерству просвещения. В ответ, ну, не совсем мне в ответ, я думаю эта идея пришла в голову многим, 6 апреля Министерство труда, Минпросвещения РФ, Минздрав и Роспотребнадзор выпустил письмо, в котором в одном из пунктов (2.5) говорит, что предусмотреть возможность на основании приказа организации временного размещения, ну в том числе детей в семьях тех людей, которые хотят взять этих детей, но нужно сказать, что найти письмо это на сайте Министерства просвещения в разделе, в котором говорится о правах детей-сирот невозможно. Его там нет. Никакой популяризации этого момента, что берите ребята детей, я не заметил нигде, ни в одном из регионов. В Москве предлагают брать ребенка не просто под предварительную опеку, а на т. н. гостевой режим, что подразумевает под собой подготовку заключения органа опеки. Для подготовки заключения органа опеки подразумевается обязательный приход домой, но на сегодняшний день обследование жилищно-бытовых условий опека делать не собирается, потому что коронавирус.
Короче говоря, все это абсолютно утонуло. По моим ощущениям Министерству просвещения это всё абсолютно не нужно. Поэтому мы видим то, что мы видим. Опять изображение бурной деятельности и гонки между губернаторами кто и как отчитается. Только сейчас видимо ситуация меняется. Если раньше они радостно говорили, что у нас только двое заболевших или Боженька отвел от Республики Алтай вообще эту болячку и никто там не болеет, то теперь, мне кажется, они будут радостно отчитываться, чтобы цифра была как можно больше, потому что начали раздавать деньги. В общем, все как обычно. Все вернулось на круги своя, и в вирус они на самом деле не верят. И в этом есть большая проблема.
Павел Беседин: Антон, давай завершать наш сегодняшний эфир коротенький. Скажи, пожалуйста, вот на сегодняшний момент люди фактически разделились на два лагеря: половина верит в него и делает всё, чтобы избежать встречи с ним, а вторые относится к этому легко и говорят, что это обычный грипп, ничего страшного. С юридической точки зрения, что сейчас стоит предпринять людям разным, у которых суды, обжалование штрафов, опека, усыновление зависло или еще что-то, чтобы быть готовым к отмене карантина, когда она случится ?
Адвокат Жаров: Во-первых, когда случится отмена карантина, это все не заработает с завтрашнего дня, даже если сегодня в полночь Владимир Владимирович выйдет в эфир и скажет, что карантин отменяется, это не значит, что завтра суды заработают в полном объеме. У вас будет время на то, чтобы начать крутить этот моховик. Но во всяком случае я бы рекомендовал те вещи, которые можно сделать дистанционно, сделать дистанционно. Подать апелляционную жалобу — это можно сделать и по почте, и через электронные сервисы. Ну немножко потрудиться для этого придется либо вам, либо вашему адвокату. В любом случае я бы рекомендовал это сделать, не нарушая тех сроков, которые предусмотрены законодательством. Впрочем, к концу апреля все эти сроки точно пройдут, потому что последнее дело, которое было рассмотрено судом, если не брать исключения, это было 19 марта, у нас было одно из решений суда 19 марта. Вовремя мы подали жалобу и теперь ждем, надеемся хоть к концу лета может быть рассмотрят апелляцию. Поэтому, конечно, тормозить не надо и нужно проконсультироваться с вашим адвокатом на тему того, как это сделать, чтобы точно не упустить эти сроки. Но опять же, если эти сроки будут пропущены из-за коронавируса, я больше чем уверен, что они будут восстанавливаться судами без каких-либо проблем и без какой-либо сложной процедуры, ну хотя бы потому что с ней столкнутся буквально все.
Павел Беседин: Спасибо, Антон. В скором времени выйдем в эфир снова. Пока можете подписываться на наш канал, заходить на сайт zharov.info, слушать наши подкасты и смотреть наши видео, их там очень много и они полезные. Антон Алексеевич, спасибо большое и до встречи.
Адвокат Жаров: Большое пожалуйста! До встречи.