Павел Беседин: Сегодня суббота. 11 апреля. Здесь простой человек Павел Беседин и настоящий адвокат Антон Алексеевич Жаров. Антон, привет.
Адвокат Жаров: Приветствую!
Павел Беседин: Сегодня мы поговорим о новых инициативах московской мэрии и мэра Собянина по ужесточению карантина в Москве. Антон, обрисуй, что нас ждет послезавтра в понедельник, когда все эти меры уже начнут действовать?
Адвокат Жаров: Если бы я знал. Мне кажется, что об этом не знает даже сам мэр Собянин, который выступает в теле- и радиоэфире и рассказывает о том, что будут введены пропуска и будут какие-то ужесточения. Дело в том, что у меня полное впечатление, что существующие наши власти они вообще не понимают, что будет завтра. Они примерно предполагают что нужно сделать вот так или нужно сделать вот так, а как конкретно юридически это будет выглядеть, об этом никто толком не задумывается. По крайней мере, когда читаешь, у меня тут на столе огромное количество уже принятых нормативных актов по этому вопросу, ты понимаешь, что никакой подготовки к этому не было, что все делается с колес и как получается так получается и разумностью здесь не пахнет и, к сожалению, соответствию законодательству здесь тоже не пахнет.
Первого апреля у нас правительство РФ и президент подписали соответствующий закон более-менее приведя то, что придумано на уровне Москвы к федеральному законодательству. То есть, придумали режим готовности, который раньше действовал только для государственных чиновников, для специальных организаций которые должны были готовиться к ЧС. Теперь в него включили и граждан и граждане тоже у нас должны находиться в режиме повышенной готовности, готовности к чему особенно непонятно, но вообще весь вот этот набор законодательства, который принимается, он вызывает большое беспокойство у любого юриста, который учился в ВУЗе, а не прогуливал лекции.
Дело в том, что все, что сейчас принимается, нужно, ну, просто переписывать в учебник о том, как это делать не надо. То есть сначала делаются низовые какие-то акты, вот хорошо бы было, чтобы вот так вот граждане себя вели, а потом под них подправляется федеральное законодательство. Ну, в стране, в которой за месяц переписали Конституцию собственно к этому не привыкать, но тем не менее нам в этом как-то надо жить. И об этом я сейчас постараюсь как-то…ну, из той информации, которая есть сегодня, попытаюсь об этом рассказать нашим зрителям и слушателям.
Павел Беседин: Антон, ну, смотри, я сейчас выглядываю в окно и вижу, что полицейские ходят по улицам, подходят к гражданам и, ну, видимо, я не слышу, очень далеко, предлагают им пройти обратно домой или вернуться или что-то еще говорят. Как вести себя в такой ситуации с понедельника, когда все это вроде как официально уже начнет работать? Что говорить полиции и как себя вести?
Адвокат Жаров: Давайте начнем с того, что скорее всего нас неизбежно заставят сидеть по домам. Ну, вот это объявляется во всех СМИ, это транслируется всеми возможными способами и с песнями-плясками в исполнении артистов эстрады и без песен и плясок в исполнении ближайшего сотрудника полиции, но всячески нам намекают, что сидите, пожалуйста, дома. Я не знаю, как это помогает от коронавируса и правильное ли это действие с точки зрения защиты от такой вот ЧС. Но они нас это сделать заставят и проблема в том, что какие бы не были нормативные акты, какие бы не были у нас законы в настоящий момент и как бы всё это не трещало по швам, все будет зависеть от местного товарища майора или товарища сержанта, который вас остановит и от какой-нибудь административной комиссии, которая будет выносить решение о том, чтобы оштрафовать вас на тысячу рублей или там на сколько предписала московская мэрия.
Кстати, у нас коллизия до сих пор норм права. У нас за одно и тоже предлагается штрафовать по федеральному законодательству от тысячи рублей там до тридцати, а по региональному законодательству на четыре тысячи рублей или на пять тысяч рублей, если вы ехали на машине, нарушив эти правила так называемой самоизоляции. Поэтому еще раз повторю, нас неизбежно заставят сидеть по домам, к сожалению, никакого другого выхода из этой ситуации я вот лично не вижу. Другое дело, что делать с юридической точки зрения, если на вас все-таки выписали штраф, и если вы вели себя в соответствии со здравым смыслом и законодательством, а на вас выписали все-таки какой-то штраф? Что с ним делать? Разумеется, обжаловать, разумеется, с помощью адвоката, разумеется, это придется делать как-то в дистанционных условиях. Но мой вам совет все-таки не дожидаться штрафов и все-таки попытаться побыть дома.
Что у нас будет с экономикой, насколько это соответствует законодательству… Ну, ответы на эти вопросы на сегодняшний день не являются приоритетными. Я надеюсь, что ученые правоведы и ваш покорный слуга тоже этим займется по окончании всего этого безобразия, конечно, разберется в том, как нагло и без всякой оглядки на права человека они сегодня нарушаются. Но еще раз: в сегодняшней ситуации я боюсь как бы не начали стрелять в ответ на то, что вы вышли с авоськой из дома.
Павел Беседин: Ну, хорошо, поэтапное обещают введение пропусков. Сначала для тех, кто ездит на работу, потом для тех, кто хочет выехать за пределы района, а потом и внутри района уже. Скажи, пожалуйста, если вся эта система все-таки заработает и ты получаешь некую смс или qr-код и идешь в магазин за хлебушком, какой смысл во всем вот этом, если все равно выходить можно будет, но нужно будет зарегистрироваться? То есть опять же Москва не закрыта, ездить на машинах в Москву можно, границы тоже свободные. На твой взгляд, это вообще оправданные меры, они вот нужны прямо сейчас?
Адвокат Жаров: Да какая разница, что на мой взгляд, если честно сказать. На мой взгляд, на сегодняшний момент режимы вот этой самоизоляции никак не продуманы ни с точки зрения научной, ни с точки зрения правовой. Мне кажется, что это отражение истерики, которая находится, которая существует сейчас у нас в наших властях, и они пытаются каким-то образом показать, что они делают всё для того, чтобы всю эту коронавирусную инфекцию остановить. На мой взгляд, карантинные эти меры вряд ли помогут, но это опять… давайте мы оставим это за скобками.
Здесь вопрос стоит в другом, для чего они это делают логически понятно. Если вы берете пропуск на выход из дома, то выходя из дома вы должны сами себя спросить: нужно это вам очень сильно или не нужно. Это уменьшит количество людей особенно в первое время, которые выходят из дома, ну, там за лишним батоном хлеба. А через недельку или там может быстрее люди быстренько адаптируются и будут ходить покупать в ближайшем магазине по 5 раз в день что-нибудь и поди ты это запрети. Через какое-то время пойдет ограничение, скажут, что один раз в день можно выходить, потом один раз в день из квартиры можно выходить, то есть не всем, не каждому человеку можно так делать, а только одному из семьи. Потом сделают… Ну, это я фантазирую, но, мне кажется, что моя фантазия не очень далеко от реальности. Потом запретят выгуливать собаку чаще одного раза в день и так далее.
Все эти меры направлены на одно, чтобы вы сидели по домам. И чем больше ужаса, тем больше гражданам нашей страны будет видно, что власти делают все для того, чтобы как-то защитить их от этого замечательного вируса. С юридической точки зрения все это плохо выдерживает какую-то критику, но проблема состоит в том, что штраф наложат на вас сегодня, взыскивать его будут завтра, а обжаловать его вы сможете только в течение 10 дней после его вынесения, то есть в то время, когда вы будете по тем же самым карантинным мерам сидеть дома и никуда не выходить. Вот в этом и есть основная проблема, поэтому единственный вариант здесь выживания — это не попадаться.
Что говорить, у нас действующие указы мэра в действующей редакции они меняются через день примерно, ну вот на сегодняшний день, сегодня у нас с вами 11 апреля, на сегодняшний день мэр говорит, что всем людям нужно оставаться по домам кроме похода в ближайший магазин, в аптеку, в медицинское учреждение, если вам туда действительно остро необходимо, а так вызываете скорую и заказываете доставку на дом.
Павел Беседин: Антон, скажи, что конкретно запрещено, вернее кому запрещено ездить на работу, кто прекращает работу совершенно точно с этого понедельника?
Антон Жаров: Кому можно выходить на работу? Вот до 13 апреля можно было всем, кто продолжал работу. То есть, если ваше предприятие, например, небольшая фирма, ну я не знаю, архитектурное бюро решило не отправлять людей на удаленку, а разрешать приезжать к родным кульманам или что там у нас на сегодняшний день в архитектурном бюро происходит. Так вот, эта фирма она могла сказать, что вот у нас продолжается работа, мы сдаем какой-то проект, и поэтому человек может приехать на работу. Так вот, с 13 числа мэр свои указом перечисляет в своем указе виды деятельности организации, которые должны прекратить работу, они обязаны это сделать. Если они не сделают это, их ждет штраф в сотни тысяч рублей за не приостановку деятельности. И здесь перечисляются практически все виды деятельности, ну вообще вот все, что только можно представить, кроме совершенно понятных, например, медицинской деятельности, ну в плане лечения коронавируса в государственной организации или розничная торговля продуктами питания.
Всё остальное, например, торговля оптовая, торговля автомобилями, торговля непродовольственными товарами, производство любое, любые так сказать операции с недвижимым имуществом, производство кинофильмов, прости Господи, в том числе деятельность в области права. То есть, адвокат уже не может оказывать вам в офисе никакие услуги, вы не можете приехать с ним переговорить в его конторе, вы это можете делать только дистанционно, если можете это делать вообще. Поэтому при таких обстоятельствах вы не можете уже просто выйти из дома и сказать: “Я поехал на работу, у меня там продолжение работы”. Работа может продолжаться: там смогут остаться охранники и могут остаться те люди, ну, условно говоря дежурный сантехник, который будет следить за тем, чтобы что-то не случилось.
Поэтому на сегодняшний день, вернее с 13 числа выйти из дома фактически будет невозможно большинству наших граждан. Если ваша работа связана с такими вот неотложными делами, то скорее всего вы работаете в государственной или полугосударственной организации, и скорее всего у вас какие-то по этому поводу разъяснения будут даны ну либо… Ну что теперь на работу не пустят дежурного сантехника? Вряд ли это случится. Всем остальным людям это невозможно.
Второй момент, который нас ждет — это то, что прекращаются любые перевозки, например, на каршеринге и на машинах, не являющимся такси, цитирую: ”имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы и Московской области”. То есть иным словами, вот если вы видели такси разные приезжали в яндексе, в том числе и из регионов, теперь эти такси работать не смогут. То есть, нас ждет еще и история, что вы и на такси никуда добраться не сможете, будет полный блэкаут. То есть нас изо всех сил заставляют сидеть по домам любыми возможными способами.
При таких обстоятельствах, учитывая что правительство Москвы и МВД заключили договор о том, что теперь сотрудники полиции будут выявлять эти правонарушения, я думаю, что нас ждет огромное количество протоколов по этим статьям, статьи в кодексах уже внесены, все это у нас уже сделано и я думаю, что штрафы будут просто огромные, на это и расчет. Сидите по домам и не высовывайтесь.
Все думали что будут сажать и стрелять, никто сажать не будет, просто в какой-то момент вы обнаружите, что денег у вас нет не только на еду, но и еще вы в минусе остались должны родному государству за то, что вы вышли из дома внеурочный час. Хорошо это или плохо? Вы знаете, я как юрист считаю, что ограничение прав граждан вообще очень сложная юридическая материя. Вводить его довольно просто, вот берешь да и “сидите по домам”, при этом, к сожалению, и интеллектуальный и юридический уровень наших властей такой, что рассчитывать на то, что будет это сделано разумно, мне не приходится. Вероятнее всего, мы будем разгребать завалы с тем, что там все будет наворочено уже после карантина.
Вот взять, например, вот эти выходные дни, которые объявлены на территории РФ до 30 апреля и наверняка будут продлены с оплатой зарплаты. За счет кого? Это совсем не учитывает никакие интересы частного бизнеса, более того человек, который это принимал совершенно не понимает как устроен частный бизнес, он думает, что это до сих пор заводы, газеты, пароходы огромные, которые это могут себе позволить. Тоже самое совершенно не продуман вот этот режим изоляции всего остального, потому что здесь фактически власть говорит: “Мы не понимаем как это все функционирует, просто вот сидите по домам — это вроде как помогает, и мы будем, условно говоря, отстреливать, если вы будете выходить. Мне это лишний раз показывает что у властей нет ответа на вопрос как с этим бороться, они действуют в значительной степени истерически. Но нам с этой истерики главное не получить отбитую печень или тюремный срок, я не знаю, за неповиновение сотруднику полиции. Поэтому граждане постарайтесь посидеть по домам насколько это возможно.
Другое дело, что количество нарушений будет такое огромное, что правоохранительная система с ними справляться будет вряд ли. Это вам не протесты, выход там помните на незаконные митинги, где там была какая-то жалкая тысяча человек, здесь будут миллионы. И надеяться на то, что эти миллионы правоохранительная система сможет проработать, что суды смогут вынести решение, у меня такой надежды нет, но может быть и слава Богу. Но еще раз подчеркну, мы точно не понимаем как бороться с этим вирусом, власти это тоже не понимают, но у властей есть большой молоток, которым они могут ударить нас по голове, поэтому самое безопасное в этой ситуации это все-таки оставаться дома и постараться этим молотком по голове не получить. Если же вас кара сия настигла, обращайтесь, проконсультируем, попробуем что-то сделать, если не сегодня, то когда весь этот кошмар закончится.
Павел Беседин: Антон, давай все-таки подведем итог. Наступает понедельник вот ближайший, ноль часов одна минута. Что можно делать гражданам? За что они могут получить штраф или нарваться на какие-то неприятности с правоохранителями? Что конкретно делать нельзя?
Адвокат Жаров: Главный ключевой вопрос — можно ли выходить из дома. На сегодняшний день можно выходить в аптеку, в магазин и, если ваше предприятие не закрылось, на работу. Пока никаких пропусков нет, поэтому говорить о том, что с собой нужно носить какую-то бумажку, ну, на некоторых работах выдали бумаги о том, что их деятельность продолжается и вот этот сотрудник нам нужен здесь на рабочем месте. Ну, я бы взял с собой на всякий случай эти бумаги. Более того, согласно постановлению Правительства вы должны носить с собой паспорт теперь, то есть, если это когда-то было не обязательно, то на сегодняшний момент это обязательная история. Ну, вот так с паспортом и пониманием куда вы идете, можно выходить из дома. Во всех остальных случаях вас может ждать суровая кара от тысячи и до почти бесконечности рублей в зависимости от того, что вы там с точки зрения правоохранителей натворите. Поэтому еще раз, дорогие мои, пожалуйста, давайте попробуем оставаться дома. Если край как надо выйти из него — в магазин, в аптеку, в медицинское учреждение или на работу — вы выходить имеете право, пропусков пока что никаких нет. Как только они будут появляться, я вот здесь же на своем канале обязательно про это расскажу. Ну и до встречи.
Павел Беседин: Спасибо, Антон. В общем у нас еще есть воскресенье для того, чтобы сделать все необходимые покупки и сгонять в аптеку, в понедельник все может измениться, но если будут какие-то новые подробности появляться, мы, конечно же, выйдем в эфир и об этом расскажем. Спасибо настоящему адвокату Антону Жарову.
Адвокат Жаров: Пожалуйста, Павел Андреевич. Очень жаль, что по такому поводу, но все-таки продолжим встречаться.