Верховный суд внёс в Госдуму законопроект о том, что будут декриминализованы несколько составов уголовных преступлений. Например, из УК исчезнут «побои» и «злостное уклонение от уплаты алиментов», а также угроза убийством. Закон принят в первом чтении, и что-то подсказывает, что таки будут эти составы декриминализованы. Соответственно, «побои» и «угроза…», а также «уклонение от алиментов» появятся в кодексе об административных правонарушениях.
В «Новой газете» адвокат Мари Давтян, известная защитница прав женщин, высказалась против декриминализации этих составов, мотивируя это тем, что таким образом женщины, избиваемые в семье лишаются последней защиты от насильника.
Она, в целом права. Но мне кажется, большая проблема в этой декриминализации не в этом.
Возьмём побои. Сегодня — это дело частного обвинения. Это значит, что, в зависимости от того, насколько вам обидно, вы можете обратиться (или не обратиться) к мировому судье и привлечь к ответственности того, кто вас побил. Это требует, разумеется, определённой юридической подкованности, и без адвоката в качестве представителя потерпевшего в суде, по-моему, делать нечего. Но, на самом деле, ничего особенно сложного нет, а деньги «за адвоката» в данном случае взыскиваются сполна.
Результатом процесса является, как правило, примирение сторон, или, если оно не состоялось, уголовный штраф. Не велико наказание? Но и один удар по морде — если нет никаких последствий — не великое дело.
Но! Дело рассматривает суд, по правилам уголовного судопроизводства. С одной стороны, это позволяет эффективно наказать (судимость — всё-таки значительное событие в жизни, и огромное пятно на репутации) преступника. С другой (а это случается чаще и чаще) — защититься от подмётных заявлений, как правило, «бывших родственников»: все эти щипки бывшей тёщи и бывшей тёщею, удары, которых никто не видел, и не оставивших следов, всё это многочисленное про толчки и пинки, которое то ли было, то ли не было. По таким статьям не редки и оправдательные приговоры.
Что предлагается взамен. Взамен предлагается, чтобы подобного рода дела возбуждала и расследовала полиция в рамках производства по делу об административном правонарушении. А рассматривать такие дела будет всё равно мировой судья.
К чему приведёт?
Сегодня мировой судья вынужден, с одинаковым пристрастием относясь и к показаниям потерпевшего, и показаниям обвиняемого, рассматривать это дело, памятуя ещё и принцип презумпции невиновности. И выносить приговор. Который можно обжаловать, при желании, до Верховного суда.
Теперь он, как, например, и по делам по выезду «на встречку», будет рассматривать полицейский протокол. А это уже совсем другая история. Помните знаменитое «нет оснований не доверять»? Протокол составил участковый? Значит, надо рассмотреть и принять постановление. Из разбора дела целиком, процесс превращается в элегантное и простое назначение наказания: выбрать «цену» из «меню».
Полицейский, которому поступило дело о побоях, может задержать лицо, привлекаемое к административной ответственности. Сейчас заключение под стражу по 116 УК не применяется почти никогда.
Дальше. При нынешнем порядке, всё зависит от усилий и желания потерпевшего. Хочет бороться — будет дело, не хочет — не будет. Если в заявлении будет даже просто указано, что «меня побил Петров» — всё это будет рассматриваться судом. А теперь вставляем в центр композиции полицейского.
То есть теперь сотрудник полиции должен будет опросить всех участников (если найдёт), приложить какие-то медицинские документы (если захочет), может быть, даже назначить экспертизу (если соберётся)… И только после этого дело доползёт до суда. Если доползёт.
Короче говоря, раньше всё зависило от потерпевшего и его усилий. Теперь это — бесполезная штуковина, и всё зависит от полицейского, которому попало заявление.
Раньше у вас был шанс оправдаться от наветов в суде — теперь это будет в разы сложнее.
В общем, в значительной степени, станет хуже.
Кроме того, мы помним, что было целью настоящего законопроекта. Нет, не либерализация законодательства — экономия бюджетных средств. Суд — дело дорогое. Будут выходить из положения усилиями полицейских. Как обычно, всё валится на участковых…
А бить (в том числе жён) будут продолжать. Потому, что так устроены люди. И ещё потому, что никого от преступления ещё не удерживал размер наказания или даже его наличие. Увы, это устроено по-другому. Драки надо пресекать — и только так.
Как вы думаете, полиция будет теперь быстрее ездить на вызовы?