Почему на работу юристами берут долбоящеров

Почему на работу юристами берут долбоящеров. А нормальных пацанов — не берут.

Если честно, я в состоянии близком к раздражению. И вот почему. Всё люди виноваты. Ну, смотрите сами.

Вот, скажем, есть какая-то вакансия. Предположим, юридического профиля. И на эту вакансию откликаются соискатели. Я не знаю, как в больших и иностранных фирмах, но к нам, в Команду адвоката Жарова, приходит в неделю примерно десяток резюме или просто писем «хочуувасработать». Но при этом вакансии закрываются очень и очень медленно. И даже собеседования бывают не каждую неделю.

Ровно потому, что мне не нужны на работу долбодятлы, долбоящеры и другие представители фауны (а тем более, флоры). Потому, что если в объявлении о вакансии есть просьба присылать резюме, наверное, работодатель вправе ожидать, что именно так и будет? И, если этого не произошло, наверное, человек не очень подходит на позицию, требующую внимания и аккуратности, так?

Или, скажем, прямым текстом написано: русский язык для нас важен, нам важно, чтобы вы были грамотными, и писали по-русски грамотно. А в ответном письме, в первом же абзаце эти самые «тся» и «ться» в виде «буду саратся».  Цитата реальная.

Андрей, наш славный и мудрый Андрей, управляющий офисом, отвечает на каждое такое письмо, аккуратно описывая, почему именно кандидатура соискателя нами отвергнута уже на этапе первого письма… И что? За всё время можно посчитать по пальцам, сколько человек решило ответить на ответ Андрея и сказать хотя бы «спасибо». Двое же вообще молодцы: начитавшись что-то там про приём на работу вроде «будьте настойчивы» — они настаивают. Спорят. Требуют. Жалуются. Молодцы. Кому-то повезёт из работодателей.

Но это — одна проблема. Внимательность, аккуратность, вообще, чувствуемое через текст неимоверное желание работать. Настолько неимоверное, что в теле письма вообще ни строчки — только подпись (типа, «Маша Клушина») и приложенное резюме. Ну, что ж, лаконично, да.

Вторая проблема — опыт и навыки. Как известно, опыт — сын ошибок трудных… Но когда опыт — отделение дознания (при всём уважении к полиции), или стажёр в прокуратуре (при всём уважении к синим пиджакам), или (было и такое, при всё уважении…) шесть лет ракетно-космических войск… Вот, что с таким опытом делать мне, в адвокатской фирме, специализирующейся на семейном и ювенальном праве? Боюсь, что он не только не будет востребован, но и, как бы выразиться помягче, переучиваться придётся.

А вот опыта в суде — никакого. Опыта подготовки документов (не по шаблонам — опять же, при всём уважении — как в следствии) — нет.

То есть, когда человек придёт на работу к нам (а он, судя по тому, что резюме прислал, стремится), будем вынуждены какое-то время учить его, с какой стороны дверь в суд открывается, и как ручкой писать? Ну, я утрирую, конечно, но уходят на это… Недели!

Вот, например, приходит программист на работу, приносит с собой сертификаты: такое-то учил, там-то что-то сдал на такую-то квалификацию, и Микрософт подтверждает — был, слушал, сдал, умеет. Всё ясно. С юристами как? Что в резюме наплёл — в это (до первого задания) и приходиться верить.

Я — жёсткий отборщик, поскольку отбираю для себя. А если в отделе кадров сидит «просто» кадровик, не юрист, а специалист по кадрам. Задача которого — набрать. Он кого будет набирать? Того, кто хорошо пишет резюме, и с подвешеным языком. Всё, больше критериев нет. Таким-то путём долбоящеры и проходят. Лотерея, в сущности. Высшее образование у всех есть, а больше — никаких бумажек, только нюх. Если речь идёт о начинающем юристе, то опыт работы, как правило отсутствует, и тоже показателем умений и знаний быть не может. Так?

Потому, что не придумано для юристов никаких курсов, которые бы давали простейшие, ежедневные навыки. Тот простейший инструментарий, который юрист использует каждый день. Вуз, разумеется, не будет учить, например, знакомиться с делом в суде. Или навыкам работы с канцелярией судебных инстанций. Или — постоянно требуемому — подаче иска. Вуз научит теории. Вуз расскажет, какие есть законы по этому поводу. А про то, что жалобу надо по почте подавать, если не успеваешь до суда доехать в рабочее время — вуз расскажет одним предложением. И, попав в первую же пробку, молодой юрист рискует начать свою карьеру с провала — пропущенного срока.

Надо что-то менять. Если такого рода курсов нет — надо их создать.

Год назад я это придумал. Сейчас, вот, начали набор. Мне было важно сделать такую штуку, которая позволит студенту-старшекурснику (или свежему выпускнику) получить какой-то базовый набор skills для того, чтобы можно было, устраиваясь на первую свою работу, с чистой совестью сказать: я это умею. И сертификат с гордой подписью руководителя Команды адвоката Жарова на стол положить.

И вы знаете, что удивительно. Вот, у нас «Универсальный курс», штука, в целом, несложная, но максимально полезная, без воды и растворителей — то, что надо. Нельзя сказать, что не вызывает интереса. Вызывает определённый, звонят люди, спрашивают. Но — не записываются.

Я удивлён. Граждане, ну вы что? Самый популярный вопрос: «А это бесплатно?» Да, это бесплатно. Отпугивает это что ли? Бесплатно, но для того, чтобы поступить, надо выполнить несложное для старшекурсника (а курс как раз для 4 курса или выпускников) задание и заполнить анкету. Потом — собеседование (скорее для того, чтобы познакомиться заранее, чем для того, чтобы отсеивать кого-то) — и учись  у практиков-юристов.

Но — нет. Группу из 10 человек набрать за 20 дней не получается. Осталось три дня (до 20-го октября), не знаю, что и будет в итоге. Думаю, проблема одна — задание. Нет, не сложностью своей печалит… А самим наличием. Лень, понимаете.

И вот это страшно.

Страшно, что уникальная такая вот полезная штука — и разбивается о человеческую лень.

Родители выпускников-юристов, попинайте молодёжь!

Выпускники-юристы! Сертификат (а их у юристов не много может быть) сам себя не получит!

Все подробности — вот тут.