Московские опекуны с немосковскими детьми

Московские опекуны с немосковскими детьми — переживать (пока) не надо.

(Внизу — интересное дополнение!)

Обещал, что напишу пошаговую инструкцию для тех опекунов и приёмных родителей, которым Москва (а вернее, Департамент труда и социальной защиты населения Москвы) прекратил выплаты.

Обещание — выполню.

Но перед тем как бежать в суд, всё-таки, некоторые размышления.

Не торопитесь. В суде, если вы до этого не знали, можно как получить решение вас устраивающее, так и вас не устраивающее. В данном случае я подозреваю, что Басманный суд (куда придётся обратиться с иском к ДСЗН) не будет счастлив осчастливить приемного родителя или опекуна, и решение первой инстанции будет в пользу чиновников. Почему так? Ну, потому, что так обычно и бывает.

Мы  с вами живём в реальном мире, и должны понимать, что московские суды периода Юрия Михайловича Лужкова не особенно-то отличаются от московских судов периода Сергея Семёновича Собянина. Не отличаются в том смысле, что в большей степени внимательно присматриваются к аргументам московского начальства, а не граждан. Ну, вот так вот этот механизм работает,  и не надо делать круглые глаза: так было, и так, вероятно, будет и дальше.

Поэтому, несмотря на имеющуюся правовую позицию, и все аргументы, решение суда первой инстанции, скорее всего, будет не в пользу опекунов и подопечных.

Московский городской суд (квартиры судьям которого по-прежнему выделяют из московских запасов, да?) тоже не та инстанция, на которую можно всерьёз рассчитывать, увы. Так что апелляционная инстанция, будем рассчитывать, тоже «засилит».  Как и Президиуим МГС, заседающий в том же здании. Скорее всего, результата не будет.

Поэтому — Верховный суд. Здесь я почти убеждён, что решение в этом случае будет принято исходя из федерального законодательства, а не московского.

Проблема в том, что до Верховного суда надо пройти все инстанции до. Это, во-первых, долго, не меньше полугода. Во-вторых, конечно, дорого, потому, что, несмотря на все ожидания, бороться надо по-настоящему во всех трёх предыдущих инстанциях. (В скобках отмечу, что может случится чудо, и даже Басманный суд уже примет решение в пользу подопечных, но всё-таки, это будет чудо, и принимать его в расчёт я бы не стал).

Глядя с другой стороны, сейчас волна, связанная  с очевидно незаконными действиями московских чиновников, поднялась. Минобр, Общественная палата, депутаты — поднялись. Прежде всего, конечно, тут важна позиция Минобрнауки. Именно это министерство вправе (а сейчас, как мне кажется, просто должно) давать разъяснения по применению законодательства в сфере опеки и попечительства. Если такие разъяснения выйдут, вероятно, падёт даже Басманный суд.

Бурление продолжается, и, насколько мне известно, такие разъяснения (дело же не только в Москве) федеральным органом готовятся. И готовятся быстро.

Поэтому, я бы подождал некоторое время. Суд, повторюсь, долго и дорого. Если уж совсем деваться некуда — давайте, пойдём. Но если есть возможность некоторое время подождать — эффективнее в данный момент подождать.

Сколько? Ну, учитывая, что выплаты у подопечных поснимали не с 1 января, а попозже, у опекунов есть как минимум три месяца с момента как им официально сообщили об отмене выплат, для того, чтобы подать в суд. Это, что называется, «в первом приближении». На самом деле, учитывая длящийся характер отношений,  а также то, что речь идёт о правах несовершеннолетних — срока для обращения в суд для «подопечных» выплат, по сути, нет.

А вот приёмным родителям надо чётко понимать, что выплаты им за услуги оказываемые государству можно будет взыскать без дополнительных проблем и полностью только если вы обратитесь в суд в течение трёх месяцев с момента как нарушены ваши права. С заключением договора — иная ситуация, но для простоты картины давайте считать, что у вас есть три месяца с момента расторжения (не заключения) договора.

Подытоживая. Большинство приёмных родителей или опекунов получили «письма счастья» в январе-феврале. Десятого марта было совещание в Общественной палате (где чиновники выглядели блёкло, прямо скажем). Давайте дадим им на всё месяц? В суд успеем.

Десятого апреля, если вопрос не будет решён — сделаем специальную страницу,  разработаем методичку — и пойдём с пачками заявлений в суды.

Меня мало что достаёт в жизни. И уж никто, из знающих меня, не скажет, что я сторонник всякого рода социальных выплат, а на детей, особенно. Но то, что сейчас делает ДЗСН — вынуждает на реакцию. Достали.

Жадность ведёт к бедности. И вообще, к проблемам.

UPD: Через десять минут после публикации — мне уже прилетело письмо. В Басманном суде  уже было дело по иску к ДСЗН. Как раз про выплаты (только не опекуну, а выплаты ребёнку-инвалиду, но суть та же — великомосковский шовинизм по признаку «прописки»). И, как пишет участница этого дела, успешное — ДСЗН обязали платить.  Это вселяет (определённый) оптимизм. Но, повторюсь, это не повод идти в суд всем. Нормативный акт, нарушающий права подопечных, должен быть отменён! Иначе всё это превращается в игру «собери три решения суда и получи то, что тебе положено и так».